Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 17.01.2014 N 14-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 июня 2011 года N 301-рп "О Типовом положении о Единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 января 2014 г. № 14-рп
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ОТ 23 ИЮНЯ 2011 ГОДА № 301-РП
"О ТИПОВОМ (ПРИМЕРНОМ) ПОЛОЖЕНИИ О ЕДИНОЙ
ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ"
Учитывая протоколы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21 октября 2011 года № 5, Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 декабря 2011 года № 12, в целях совершенствования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
Внести в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 июня 2011 года № 301-рп "О Типовом (примерном) положении о Единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" следующие изменения:
1. По тексту слова "(примерное)", "по единому номеру "112" в соответствующих падежах исключить.
2. Приложение изложить в следующей редакции:
"Приложение
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 23 июня 2011 года № 301-рп
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ (ДАЛЕЕ - ПОЛОЖЕНИЕ)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет задачи, функции и полномочия единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ЕДДС) с учетом ввода в действие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" (далее - Система-112).
1.2. ЕДДС является органом повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ТП РСЧС). На базе ЕДДС развертывается Система-112.
1.3. ЕДДС в пределах своих полномочий взаимодействует со всеми дежурно-диспетчерскими службами (далее - ДДС) экстренных оперативных служб и организаций (объектов) муниципального образования независимо от форм собственности по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, социально значимых происшествиях, крупных пожарах с гибелью двух и более человек (далее - ЧС) и совместных действий при угрозе возникновения или возникновении ЧС.
1.4. Целью создания ЕДДС является повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств ТП РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС, а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне (далее - ГО), обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
1.5. ЕДДС предназначена для приема и передачи сигналов оповещения ГО от вышестоящих органов управления, сигналов на изменение режимов функционирования муниципальных звеньев ТП РСЧС, приема сообщений о ЧС от населения и организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), координации совместных действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), оперативного управления силами и средствами соответствующего звена ТП РСЧС, оповещения руководящего состава муниципального звена и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС.
1.6. Общее руководство ЕДДС осуществляет глава муниципального образования, непосредственное - начальник ЕДДС.
1.7. ЕДДС в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, настоящим Положением, а также соответствующими муниципальными правовыми актами.
1.8. ЕДДС осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ЦУКС Главного управления МЧС России), исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
II. Задачи ЕДДС
ЕДДС выполняет следующие задачи:
прием вызовов (сообщений) о ЧС;
оповещение и информирование руководства ГО, муниципального звена ТП РСЧС, органов управления, сил и средств на территории муниципального образования, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, сил и средств ГО на территории муниципального образования, населения и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) о ЧС, предпринятых мерах и мероприятиях, проводимых в районе ЧС через местную (действующую на территории муниципального образования) систему оповещения, оповещение населения по сигналам ГО;
организация взаимодействия в установленном порядке в целях оперативного реагирования на ЧС с органами управления ТП РСЧС, администрацией муниципального образования, органами местного самоуправления и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) муниципального образования;
информирование ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), сил ТП РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС, об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений, вызовов от населения, обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих донесений (докладов) по подчиненности, формирование статистических отчетов по поступившим вызовам;
оповещение и информирование ЕДДС муниципальных образований в соответствии с ситуацией по планам взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;
организация реагирования на вызовы (сообщения о ЧС), поступающие через единый номер "112", и контроля результатов реагирования;
оперативное управление силами и средствами ТП РСЧС, расположенными на территории муниципального образования, постановка и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других ЧС, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий).
III. Функции ЕДДС
На ЕДДС возлагаются следующие функции:
осуществление сбора и обработки информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
информационное обеспечение координационных органов ТП РСЧС муниципального образования;
анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования;
сбор, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС, подготовка и коррекция заранее разработанных и согласованных со службами жизнеобеспечения муниципального образования вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);
обеспечение надежного, устойчивого, непрерывного и круглосуточного функционирования системы управления, средств автоматизации, местной системы оповещения муниципального образования;
доведение информации о ЧС (в пределах своей компетенции) до органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, созданных при органах местного самоуправления;
доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления РСЧС, до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), контроль их выполнения и организация взаимодействия;
сбор от ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), служб наблюдения и контроля, входящих в состав сил и средств наблюдения и контроля ТП РСЧС (систем мониторинга), и доведение до ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) муниципального образования полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС;
представление докладов (донесений) об угрозе возникновения или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествия) (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) в вышестоящий орган управления по подчиненности;
мониторинг состояния комплексной безопасности объектов социального назначения и здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей и объектов образования;
участие в организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для несения оперативного дежурства на муниципальном и объектовом уровнях ТП РСЧС.
IV. Состав и структура ЕДДС
4.1. ЕДДС включает в себя: руководство ЕДДС, дежурно-диспетчерский персонал; пункт управления, средства связи, оповещения и автоматизации управления.
4.2. В состав руководства ЕДДС входят: начальник ЕДДС и не менее двух его заместителей: по управлению и средствам связи; по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.
4.3. В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства, численный состав которых определяется в зависимости от местных условий, наличия потенциально опасных объектов и рисков возникновения ЧС.
4.4. В состав оперативной дежурной смены должны быть включены:
муниципальные образования численностью населения до 50 тысяч человек - старший оперативный дежурный и оперативный дежурный ЕДДС, при вводе в эксплуатацию Системы-112 в состав оперативной дежурной смены также входит операторский персонал Системы-112;
муниципальные образования численностью населения от 50 до 100 тысяч человек - старший оперативный дежурный, начальник дежурной смены и оперативный дежурный ЕДДС, при вводе в эксплуатацию Системы-112 в состав оперативной дежурной смены также входит операторский персонал Системы-112;
муниципальные образования численностью населения свыше 100 тысяч человек - старший оперативный дежурный, начальник дежурной смены, оперативный дежурный и помощник оперативного дежурного ЕДДС, при вводе в эксплуатацию Системы-112 в состав оперативной дежурной смены также входит операторский персонал Системы-112.
4.5. Количество диспетчеров Системы-112 в составе оперативной дежурной смены определяется исходя из количества населения в муниципальном образовании, средней продолжительности обработки звонка и количества звонков в сутки.
4.6. Пункт управления ЕДДС (далее - ПУ ЕДДС) представляет собой рабочие помещения для постоянного и дежурно-диспетчерского персонала, диспетчеров Системы-112, оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией, и размещается в помещении, закрепленном в установленном порядке за администрацией муниципального образования или объектом, учреждением, по согласованию (договору).
4.7. Конструктивные решения по установке и монтажу технических средств в помещениях ПУ ЕДДС выбираются с учетом минимизации влияния внешних воздействий на технические средства с целью достижения необходимой живучести ПУ ЕДДС в условиях ЧС, в том числе и в военное время.
4.8. Электроснабжение технических средств ЕДДС должно осуществляться от единой энергетической системы России в соответствии с категорией электроснабжения не ниже первой, а для населенных пунктов с населением свыше 500 тысяч человек - первой категории особой группы.
4.9. Рекомендуемый состав технических средств управления ЕДДС:
средства связи и автоматизации управления, в том числе средства радиосвязи;
средства оповещения руководящего состава и населения;
средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента;
оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры);
серверное и телекоммуникационное оборудование;
система видеоконференцсвязи;
прямые каналы связи с ЦУКС Главного управления МЧС России, ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов (далее - ПОО), объектами с массовым пребыванием людей;
метеостанция;
приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
4.10. Средства связи ЕДДС должны обеспечивать:
телефонную связь;
передачу данных;
прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных;
прием вызовов (сообщений) через единый номер "112";
коммутацию передаваемого сообщения до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов);
обмен речевыми сообщениями, документальной и видеоинформацией, а также данными с вышестоящими и взаимодействующими службами.
4.11. ЕДДС должна иметь резервные каналы связи. Средства связи должны обеспечивать сопряжение с сетью связи общего пользования, корпоративной сетью органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
4.12. Автоматизированная информационная система ЕДДС (далее - АИС ЕДДС) обеспечивает автоматизацию выполнения задач и функций ЕДДС. АИС ЕДДС сопрягается с региональной автоматизированной информационно-управляющей системой РСЧС и с имеющимися автоматизированными системами взаимодействующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), а также телекоммуникационной подсистемой Системы-112.
4.13. Комплекс средств автоматизации (далее - КСА ЕДДС) предназначен для автоматизации информационно-управленческой деятельности должностных лиц ЕДДС при осуществлении ими координации совместных действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), имеющих силы и средства постоянной готовности к действиям по предотвращению, локализации и ликвидации ЧС, оперативного информирования комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования (далее - КЧС и ОПБ МО) и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) муниципального образования о случившихся фактах и принятых экстренных мерах. Он включает в себя автоматизированные рабочие места (далее - АРМ) специалистов оперативной дежурной смены, административного и обслуживающего персонала, серверное ядро (при необходимости), другие программно-технические средства, объединенные в локальную вычислительную сеть.
4.14. Местная система оповещения муниципального образования представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения сетей вещания и каналов связи.
4.15. Система оповещения должна обеспечивать передачу:
сигналов оповещения;
речевых (текстовых) сообщений;
условных сигналов.
4.16. Задействование местной системы оповещения должно осуществляться дежурно-диспетчерским персоналом с автоматизированных рабочих мест ЕДДС.
4.17. Минимальный состав документации на ПУ ЕДДС:
нормативные правовые акты по вопросам ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности, а также по вопросам сбора и обмена информацией о ЧС;
соглашения об информационном взаимодействии ЕДДС с ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и службами жизнеобеспечения муниципального образования;
журнал учета полученной и переданной информации, полученных и переданных распоряжений и сигналов;
журнал оперативного дежурства;
инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия);
инструкции о несении дежурства в повседневной деятельности, в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации;
план взаимодействия ЕДДС с ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) при ликвидации пожаров, ЧС различного характера на территории муниципального образования;
инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации по линии взаимодействующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов);
аварийные и аварийные медицинские карточки на все химически опасные вещества и радиационные грузы, перечни радиационно, химически, биологически опасных объектов с прогнозируемыми последствиями ЧС;
инструкции по мерам пожарной безопасности и охране труда;
схемы и списки оповещения руководства ГО, муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, органов управления, сил и средств на территории муниципального образования, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, сил и средств ГО на территории муниципального образования, ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) в случае ЧС;
паспорта безопасности муниципального образования и ПОО, паспорта территории муниципального образования, сельских населенных пунктов и ПОО, паспорта состояния комплексной безопасности объектов социальной защиты населения, здравоохранения и образования, рабочие карты муниципального образования и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (в том числе и в электронном виде);
план проведения инструктажа перед заступлением на дежурство очередных оперативных дежурных смен;
графики несения дежурства оперативными дежурными сменами;
схемы управления и вызова;
схема местной системы оповещения;
телефонные справочники;
документация по организации профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала;
формализованные бланки отрабатываемых документов с заранее заготовленной постоянной частью текста;
суточный расчет сил и средств муниципального звена ТП РСЧС;
расчет сил и средств муниципального образования, привлекаемых к ликвидации ЧС;
инструкция по обмену информацией с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при угрозе возникновения и возникновении ЧС;
ежедневный план работы оперативного дежурного ЕДДС.
Состав оперативной документации может дополняться в зависимости от условий функционирования ЕДДС.
V. Организация работы ЕДДС
Режимы функционирования ЕДДС
5.1. ЕДДС функционирует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации для мирного времени. При приведении в готовность ГО и в военное время в соответствующих степенях готовности.
5.2. Режимы функционирования для ЕДДС устанавливает глава муниципального образования.
5.3. В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство в готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС. В этом режиме ЕДДС обеспечивает:
прием от населения и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) сообщений о любых ЧС, их регистрацию по принадлежности ДДС и уровням ответственности, а при создании Системы-112 - регистрацию с заведением карточек информационного обмена и реагирования;
передачу информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС по подчиненности и подведомственности, в первоочередном порядке - в ЦУКС Главного управления МЧС России;
обобщение и анализ информации о ЧС за текущие сутки и представление соответствующих докладов по подчиненности;
поддержание КСА в постоянной оперативной готовности;
контроль готовности ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) в зоне ответственности, оперативное информирование их дежурных смен об обстановке и ее изменениях;
внесение необходимых изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС;
внесение необходимых изменений в паспорта территорий муниципальных образований.
5.4. ДДС, расположенные на территории муниципального образования, в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими инструкциями и представляют в ЕДДС обобщенную статистическую информацию о ЧС и угрозах их возникновения за прошедшие сутки.
5.5. Сообщения о ЧС, которые не относятся к сфере ответственности принявшей их ДДС, незамедлительно передаются соответствующей ДДС экстренной оперативной службы или организации (объекта) по предназначению. Сообщения, которые ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) идентифицируют как сообщения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются в ЕДДС, а ЕДДС незамедлительно передает информацию в ЦУКС Главного управления МЧС России.
5.6. В режим повышенной готовности ЕДДС и привлекаемые ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) переводятся решением главы муниципального образования при угрозе возникновения ЧС в тех случаях, когда для ликвидации угрозы требуются совместные действия ДДС и сил ТП РСЧС, взаимодействующих с ЕДДС. В повышенной готовности ЕДДС обеспечивает:
заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения соответствующей ЧС;
оповещение должностных лиц КЧС и ОПБ МО, администрации муниципального образования, взаимодействующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и подчиненных сил ТП РСЧС;
получение и обобщение данных наблюдения и контроля за обстановкой на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на ПОО, а также за состоянием окружающей среды;
прогнозирование развития обстановки и подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и их доклад по подчиненности;
координацию действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), сил ТП РСЧС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС (происшествия) или смягчению ее последствий.
5.7. В случае если для организации предотвращения ЧС организована работа КЧС и ОПБ МО или оперативного штаба ликвидации ЧС (далее - ОШ ЛЧС) либо управление передано соответствующим подразделениям МЧС России, ЕДДС в части действий по указанной ЧС выполняет их указания.
5.8. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС, привлекаемые ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и силы РСЧС переводятся решением руководителя органа местного самоуправления при возникновении ЧС. В этом режиме ЕДДС выполняет следующие задачи:
координация действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и привлекаемых сил и средств ТП РСЧС при проведении работ по защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера;
контроль за выдвижением и отслеживание передвижения оперативных групп по территории муниципального образования;
оповещение и передача оперативной информации между органами управления при организации ликвидации соответствующей ЧС и в ходе аварийно-спасательных работ, мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
контроль за установлением и перемещением границ зоны соответствующей ЧС, своевременное оповещение и информирование населения о складывающейся обстановке и опасностях в зоне ЧС;
осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в зоне ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.
5.9. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и силами ТП РСЧС осуществляется непосредственно через ЕДДС. Поступающая информация о сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах доводится ЕДДС всем взаимодействующим ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), органам управления ТП РСЧС муниципального образования, ЦУКС Главного управления МЧС России.
5.10. В случае если для организации ликвидации ЧС организована работа КЧС и ОПБ МО или ОШ ЛЧС либо управление ликвидацией ЧС (происшествия) передано соответствующим подразделениям МЧС России, ЕДДС в части действий по указанной ЧС выполняет их указания.
5.11. Функционирование ЕДДС муниципального образования при приведении в готовность ГО и в военное время осуществляется в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения субъекта Российской Федерации и инструкциями дежурному персоналу ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) по действиям в условиях особого периода.
5.12. При функционировании ЕДДС в условиях особого периода в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предусматривается размещение оперативных дежурных смен на защищенных пунктах управления.
Порядок работы ЕДДС
5.13. Вызовы (сообщения) о ЧС могут поступать в ЕДДС от населения по всем имеющимся видам и каналам связи, включая сообщения через единый телефонный номер "112", от сигнальных систем и систем мониторинга, от ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) муниципального образования, вышестоящих и взаимодействующих органов управления ТП РСЧС по прямым каналам и линиям связи. Вызовы (сообщения) о ЧС принимаются, регистрируются и обрабатываются дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС, а при создании Системы-112 - ее диспетчерами.
5.14. При классификации сложившейся ситуации как ЧС, ЕДДС поручает проведение ликвидации ЧС соответствующим ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и силам ТП РСЧС, в компетенции которых находится реагирование на случившуюся ЧС, при необходимости уточняет действия привлеченных ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов).
5.15. При классификации сложившейся ситуации как ЧС старший оперативный дежурный ЕДДС немедленно докладывает главе муниципального образования, председателю КЧС и ОПБ МО, в ЦУКС Главного управления МЧС России, оценивает обстановку, уточняет состав привлекаемых сил и средств, проводит их оповещение, отдает распоряжения на необходимые действия и контролирует их выполнение. Одновременно готовятся документы о факте ЧС для последующей передачи в вышестоящие органы управления ТП РСЧС и задействованные ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов).
5.16. При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способах защиты. Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления ТП РСЧС, обеспечивается информационная поддержка деятельности администраций всех уровней и их взаимодействие со службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.
5.17. Ежемесячно проводится анализ функционирования ЕДДС (ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов)), который доводится до подчиненных ДДС и ежеквартально рассматривается на заседании КЧС и ОПБ соответствующего уровня.
5.18. Порядок взаимодействия ЕДДС и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) определяется межведомственными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, устанавливающими порядок взаимодействия и обмена информацией между экстренными оперативными службами при катастрофах, стихийных бедствиях и ЧС (происшествиях).
VI. Требования к составу ЕДДС
Комплектование и подготовка кадров ЕДДС
6.1. Комплектование личным составом ЕДДС осуществляется начальником ЕДДС (как руководителем муниципального казенного учреждения), который назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке главой муниципального образования.
6.2. Личный состав ЕДДС обязан знать требования руководящих документов, регламентирующих его деятельность, и применять их в практической работе.
6.3. Формами обучения дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС являются:
тренировки оперативных дежурных смен,
участие в учебных мероприятиях (учениях) и занятия по профессиональной подготовке.
6.4. Учебные мероприятия (тренировки и учения), проводимые с дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС, осуществляются в соответствии с планом, разработанным заблаговременно и утвержденным главой муниципального образования с учетом тренировок, проводимых ЦУКС Главного управления МЧС России по плану, утвержденному начальником Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Главное управление). Тренировки оперативных дежурных смен ЕДДС с оперативной дежурной сменой ЦУКС Главного управления МЧС России проводятся ежедневно.
6.5. Профессиональная подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС проводится по специально разработанной МЧС России программе.
6.6. Подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС осуществляется:
в Учебно-методическом центре по ГО и ЧС Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, курсах ГО, учебных центрах и учебных пунктах федеральной противопожарной службы, государственной противопожарной службы, других образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности;
ежемесячно по 6 - 8 часов в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке по специально разработанной МЧС России тематике, которая определяется исходя из решаемых вопросов и характерных ЧС, а также личной подготовки специалистов;
в ходе проведения ежедневного инструктажа заступающего на оперативное дежурство дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС;
в ходе тренировок с оперативной дежурной сменой ЕДДС, проводимых ЦУКС Главного управления;
в ходе проведения тренировок с оперативными дежурными сменами ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) при проведении различных учений и тренировок с органами и силами РСЧС, на которые привлекаются ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) муниципального образования. При этом каждая оперативная дежурная смена должна принять участие в учениях и тренировках не менее 2-х раз в год.
6.7. В ходе подготовки дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС особое внимание обращается на организацию приема информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, своевременном оповещении органов управления и сил ТП РСЧС, населения, а также доведения сигналов оповещения ГО.
6.8. Практическая стажировка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС организуется на базе ЦУКС Главного управления МЧС России согласно графикам и планам стажировки.
6.9. Не реже одного раза в полгода принимаются зачеты, по результатам которых принимается решение о допуске дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС к несению оперативного дежурства.
6.10. Ежемесячно анализируется состояние дел по подготовке персонала и представляется главе муниципального образования.
Требования к дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС
6.11. Руководство и дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС должен знать:
административную структуру муниципального образования и структуру Системы-112. Должности и фамилии руководящего состава системы безопасности муниципального образования и адреса аварийно-спасательных формирований дежурных служб, входящих в структуру указанной системы в муниципальном образовании;
административные границы муниципального образования, районы выезда пожарно-спасательных подразделений, наименование местностей и транспортных магистралей, имеющихся в муниципальном образовании;
организацию системы дежурно-диспетчерских служб в муниципальном образовании;
зону территориальной ответственности ЕДДС и зоны территориальной ответственности служб экстренного реагирования, действующих на территории муниципального образования;
дислокацию, назначение и тактико-технические характеристики техники, привлекаемой для ликвидации и предупреждения ЧС, размещение складов специальных средств спасения и пожаротушения;
ПОО, социально значимые объекты, расположенные в районах выезда муниципального образования, их адреса, полное наименование и установленный ранговый набор пожарной и аварийно-спасательной техники;
назначение и тактико-технические характеристики автоматизированной системы ЕДДС, порядок выполнения возложенных на нее задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, установленного на пункте управления ЕДДС;
наименование объектов и населенных пунктов соседних муниципальных образований, куда для оказания взаимопомощи могут привлекаться местные пожарные и спасательные подразделения;
правила техники безопасности при использовании средств автоматизации;
риски возникновения ЧС, характерные для муниципального образования;
порядок информационного обмена.
6.12. Начальник (заместитель начальника) ЕДДС должен знать федеральные законы, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов и другие руководящие, нормативно-технические и методические документы, определяющие функционирование ЕДДС, Системы-112.
6.13. Начальник (заместитель начальника) ЕДДС должен уметь:
организовывать выполнение и обеспечивать контроль поставленных перед ЕДДС задач;
разрабатывать нормативно-методическую базу развития и обеспечения функционирования ЕДДС, а также приказы о заступлении очередной оперативной дежурной смены на дежурство;
организовывать оперативно-техническую службу, профессиональную подготовку и обучение личного состава ЕДДС;
организовывать проведение занятий, тренировок и учений;
разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС.
6.14. Требования к начальнику (заместителю начальника) ЕДДС: высшее образование, стаж руководящей работы не менее 3 лет в системе комплексной безопасности населения и территорий и обучение по установленной программе, допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости).
6.15. Дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС, Системы-112 должен знать:
нормативные правовые акты в области предупреждения и ликвидации ЧС, организации ДДС экстренных служб, информационного обмена и межведомственного взаимодействия;
состав и структуру функциональных подсистем, ТП РСЧС и ее муниципального звена, вопросы взаимодействия, сферу деятельности и ответственности, входящих в ТП РСЧС организаций;
состав сил и средств постоянной готовности функциональных подсистем, ТП РСЧС и ее муниципального звена, их задачи, порядок их привлечения к ликвидации последствий ЧС и организации взаимодействия;
схему организации связи ДДС функциональных подсистем и ТП РСЧС;
организацию работы и алгоритм действий дежурной смены ЕДДС, Системы-112 муниципального образования в различных режимах функционирования;
состав, возможности, порядок функционирования комплекса средств связи, оповещения, средств автоматизации;
паспорта территории муниципального образования, объектов экономики;
административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности муниципального образования и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также другую информацию о регионе;
функциональные обязанности и порядок работы;
руководящие документы, регламентирующие работу ЕДДС, Системы-112;
структуру и технологию функционирования ЕДДС;
нормативные документы, регламентирующие деятельность ЕДДС;
документы, определяющие деятельность ЕДДС по сигналам ГО и другим сигналам;
правила ведения документации.
6.16. Дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС, Системы-112 должен уметь:
анализировать и оценивать достоверность поступающей информации;
обеспечивать оперативное руководство и управление пожарно-спасательными подразделениями муниципального образования при реагировании на сообщения о пожарах, а также аварийно-спасательными формированиями и силами ТП РСЧС - при реагировании на ЧС;
координировать деятельность ДДС экстренных оперативных служб при реагировании на вызовы;
организовывать взаимодействие с вышестоящими и взаимодействующими органами управления ТП РСЧС в целях оперативного реагирования на ЧС, с администрацией муниципального образования и органами местного самоуправления;
эффективно работать с коммуникационным оборудованием, основными офисными приложениями для операционной системы Microsoft Windows (Word, Excel, PowerPoint) или эквивалента;
использовать гарнитуру при приеме информации;
четко говорить по радио и телефону одновременно с работой за компьютером;
применять коммуникативные навыки;
быстро принимать решения;
эффективно использовать информационные ресурсы Системы-112 для обеспечения выполнения задач, поставленных перед ЕДДС;
повышать уровень теоретической и практической подготовки;
сохранять конфиденциальную информацию, полученную в процессе выполнения своих обязанностей;
пользоваться всеми функциями телекоммуникационного оборудования на автоматизированном рабочем месте;
работать с коммуникационным оборудованием, общесистемным и специальным программным обеспечением, в том числе с текстовыми редакторами, редакторами таблиц, геоинформационными системами мониторинга транспортных средств на основе ГЛОНАСС;
обрабатывать входящую информацию в соответствии с принятыми в Системе-112 стандартами, правилами и процедурами;
организовывать сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения ЧС и ходе проведения их ликвидации;
обеспечивать ведение необходимой документации Системы-112;
использовать психологическое сопровождение позвонившего абонента;
безошибочно набирать на клавиатуре текст со скоростью не менее 120 символов в минуту.
6.17. В должностной инструкции работника ЕДДС по решению руководителя ЕДДС указанные в пунктах 6.15, 6.16 требования могут распределяться между дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС, а также вноситься дополнительные пункты.
6.18. Дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС, Системы-112 запрещено:
вести телефонные переговоры, не связанные с несением оперативного дежурства;
предоставлять какую-либо информацию средствам массовой информации и посторонним лицам без указания руководства муниципального образования;
допускать в помещения ЕДДС посторонних лиц;
отлучаться с места несения оперативного дежурства без разрешения начальника (заместителя начальника) ЕДДС, а в ночное время без разрешения старшего оперативного дежурного ЕДДС;
выполнение обязанностей, не предусмотренных должностными обязанностями и инструкциями.
6.19. Требования к дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС, Системы-112
Старший оперативный дежурный должен иметь высшее образование, стаж оперативной работы не менее 3 лет на оперативных должностях в системе комплексной безопасности населения и территорий и обучение по установленной программе, допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости).
Начальник дежурной смены должен иметь высшее образование, стаж оперативной работы не менее 3 лет на оперативных должностях в системе комплексной безопасности населения и территорий и обучение по установленной программе.
Оперативный дежурный должен иметь высшее образование, стаж оперативной работы не менее 2 лет на оперативных должностях в системе комплексной безопасности населения и территорий и обучение по установленной программе.
Помощник оперативного дежурного должен иметь высшее образование, стаж оперативной работы не менее 1 года на оперативных должностях в системе комплексной безопасности населения и территорий и обучение по установленной программе.
Операторский персонал Системы-112 должен иметь высшее образование и обучение по установленной программе.
6.20. Руководство ЕДДС могут предъявлять к дежурно-диспетчерскому персоналу дополнительные требования.
Требования к помещениям ЕДДС
6.21. Расчет потребностей в площадях помещений ЕДДС производится на базе требований действующих санитарных правил и норм (СанПиН) и на основе значений количества специалистов оперативной дежурной смены, численный состав которых определяется в зависимости от местных условий, наличия потенциально опасных объектов и рисков возникновения ЧС, а также исходя из количества населения в муниципальном образовании, средней продолжительности обработки звонка и количества звонков в сутки.
Площади ЕДДС рассчитываются исходя из требований действующих СНиП 31-05-2003 и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 и составляют:
площадь рабочего зала для ЕДДС:
на территориях с населением:
до 50 тысяч человек - 14 кв. м,
от 50 тысяч до 100 тысяч человек - 20 кв. м,
свыше 100 тысяч человек - 26 кв. м.
Площадь комнаты отдыха рассчитывается исходя из нормы 3 кв. м на 1 человека состава дежурной смены, но не менее 9 кв. м.
Площадь комнаты приема пищи рассчитывается исходя из нормы 0,8 кв. м на 1 человека состава дежурной смены.
Площадь гардероба рассчитывается исходя из нормы 1,4 кв. м на 1 работника.
Площадь вестибюля рассчитывается исходя из нормы 0,2 кв. м на 1 работника в смену, но не менее 18 кв. м.
Площадь комнаты уборочного инвентаря рассчитывается исходя из нормы 0,8 кв. м на 100 кв. м общей площади, но не менее 4 кв. м.
Площадь туалетной комнаты рассчитывается исходя из расчета 4 сантехприбора в помещении по 1,2 кв. м на сантехприбор, с коэффициентом 0,8, + 0,7 кв. м расстояние между приборами, + 0,4 кв. м тамбур.
Площадь комнаты психологической разгрузки рассчитывается исходя из нормы 2 кв. м на 1 человека до 30% от сменяющейся смены.
Площадь серверной рассчитывается исходя из нормы не менее 6 кв. м.
Площадь помещений руководства ЕДДС рассчитывается исходя из количества штатного персонала ЕДДС: до 15 человек - 9 кв. м; до 20 человек - 12 кв. м; свыше 20 человек - 18 кв. м.
Общая площадь помещений ЕДДС складывается из совокупности произведенных расчетов по отдельным помещениям, необходимым для функционирования ЕДДС.
Требования к оборудованию ЕДДС
6.22. Требования к оборудованию ЕДДС разработаны с учетом необходимости выполнения задач ЕДДС в круглосуточном режиме, в соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 1240-р.
6.23. В состав оборудования должны входить как минимум:
АРМ специалистов оперативной дежурной смены;
АРМ руководства и обслуживающего персонала;
активное оборудование локальной вычислительной сети;
структурированная кабельная сеть;
серверное оборудование;
специализированные средства хранения данных;
комплект оргтехники;
средства связи;
АРМ управления местной системой оповещения;
средства видеоотображения коллективного пользования и системы видеоконференцсвязи;
специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования;
метеостанция;
прибор радиационного контроля;
источники гарантированного электропитания.
6.24. В состав оборудования может входить центр обработки данных в составе серверного оборудования и системы хранения данных, объединенных выделенной высокоскоростной вычислительной сетью. Выбор серверов производится на основании результатов анализа требуемой производительности оборудования для приложений или сервисов, планируемых для работы на этих серверах. Серверная платформа должна иметь подтвержденный производителем план существования и развития не менее чем на 5 лет с момента поставки, а также быть совместимой с другими элементами ЕДДС. В части решений серверного ядра оптимальным предполагается применение решений на базе отказоустойчивого серверного кластера и резервированного хранилища данных, объединенных в резервированную высокоскоростную вычислительную сеть с организацией гарантированного электропитания.
VII. Деятельность ЕДДС
7.1. ЕДДС осуществляет свою деятельность в лице соответствующего юридического лица (муниципального казенного учреждения).
7.2. Финансирование создания и деятельности ЕДДС может осуществляться из:
средств бюджета муниципального образования;
иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.".
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА
------------------------------------------------------------------