Постановление Администрации города Сургута от 15.12.2014 N 8457 "Об утверждении порядка осуществления главными распорядителями источников финансирования дефицита бюджета городского округа город Сургут внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУРГУТА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2014 г. № 8457
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ (РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ)
БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ
(АДМИНИСТРАТОРАМИ) ДОХОДОВ БЮДЖЕТА, ГЛАВНЫМИ
АДМИНИСТРАТОРАМИ (АДМИНИСТРАТОРАМИ) ИСТОЧНИКОВ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ГОРОД СУРГУТ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В соответствии с п. 5 ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях совершенствования системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита:
1. Утвердить порядок осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета городского округа город Сургут внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита согласно приложению.
2. Главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств, главным администраторам (администраторам) доходов бюджета, главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета городского округа город Сургут внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита:
2.1. Привести положения о структурных подразделениях в соответствие с настоящим постановлением.
2.2. В месячный срок после принятия настоящего постановления утвердить карты внутреннего финансового контроля.
3. Управлению информационной политики опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном интернет-сайте Администрации города.
4. Настоящее постановление вступает в силу после официального опубликования.
5. Контроль за выполнением постановления оставляю за собой.
Глава города
Д.В.ПОПОВ
Приложение
к постановлению
Администрации города
от 15.12.2014 № 8457
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ (РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ)
БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ
(АДМИНИСТРАТОРАМИ) ДОХОДОВ БЮДЖЕТА, ГЛАВНЫМИ
АДМИНИСТРАТОРАМИ (АДМИНИСТРАТОРАМИ) ИСТОЧНИКОВ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ГОРОД СУРГУТ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
1. Общие положения
Настоящий порядок определяет правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств местного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов местного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита местного бюджета (далее - главные администраторы (администраторы) средств местного бюджета) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
2. Осуществление внутреннего финансового контроля
2.1. Внутренний финансовый контроль - непрерывный процесс, осуществляемый:
- главными распорядителями (распорядителями) средств местного бюджета, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета ими и подведомственными распорядителями и получателями средств местного бюджета, а также на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования средств местного бюджета;
- главными администраторами (администраторами) доходов местного бюджета, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета ими и подведомственными администраторами доходов местного бюджета;
- главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита местного бюджета, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета ими и подведомственными администраторами источников финансирования дефицита местного бюджета.
2.2. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) средств местного бюджета в соответствии с распределением обязанностей.
2.3. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителями, уполномоченными лицами структурных подразделений главных администраторов (администраторов) средств местного бюджета, исполняющих бюджетные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, актами главных администраторов (администраторов) средств местного бюджета, положениями об указанных структурных подразделениях, организующими и выполняющими бюджетные процедуры.
2.4. Предмет внутреннего финансового контроля - бюджетные процедуры и составляющие их операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры), осуществляемые главными администраторами (администраторами) средств местного бюджета в пределах закрепленных за ними бюджетных полномочий.
2.5. Внутренний финансовый контроль осуществляется методами самоконтроля, контроля по уровню подчиненности, контроля по уровню подведомственности (далее - методы контроля).
2.5.1. Формами проведения внутреннего финансового контроля являются следующие контрольные действия (далее - контрольные действия):
- проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов;
- авторизация операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
- сверка данных;
- сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
2.5.2. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.
Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации.
Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия уполномоченных на осуществление контроля лиц.
Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием уполномоченных на осуществление контроля лиц.
2.6. К способам проведения контрольных действий относятся сплошной и выборочный.
При сплошном способе контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
При выборочном способе контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
2.7. Самоконтроль осуществляется сплошным способом работником каждого структурного подразделения главного администратора (администратора) средств местного бюджета путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, муниципальным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и должностным инструкциям, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.
2.8. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным или выборочным способом руководителем (заместителем руководителя) структурного подразделения главного администратора (администратора) средств местного бюджета (иным уполномоченным лицом) путем авторизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными лицами.
2.9. Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом руководителем (заместителем руководителя) структурного подразделения главного администратора (администратора) средств местного бюджета (иным уполномоченным лицом) в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями средств местного бюджета, администраторами средств местного бюджета, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам, и (или) путем сбора и анализа информации о своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отраженной в указанных документах, а также законности совершения отдельных операций. Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.
2.10. Уполномоченные лица структурных подразделений главного администратора (администратора) средств местного бюджета осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными инструкциями в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
2.10.1. Составление и представление документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта местного бюджета, в том числе обоснований бюджетных ассигнований, реестров расходных обязательств.
2.10.2. Составление и предоставление документов, необходимых для составления кассового плана по доходам, расходам местного бюджета и источникам финансирования дефицита местного бюджета.
2.10.3. Составление, утверждение и ведение бюджетной росписи.
2.10.4. Составление и направление документов, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи местного бюджета, доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
2.10.5. Составление, утверждение и ведение бюджетных смет, свода бюджетных смет.
2.10.6. Формирование и утверждение муниципальных заданий в отношении подведомственных муниципальных учреждений.
2.10.7. Исполнение бюджетной сметы.
2.10.8. Принятие и исполнение бюджетных обязательств.
2.10.9. Осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в местный бюджет, пеней и штрафов по ним.
2.10.10. Принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в местный бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.
2.9.11. Принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в местный бюджет.
2.10.12. Процедуры ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах, в регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, проведение инвентаризаций.
2.10.13. Составление и представление бюджетной отчетности, сводной бюджетной отчетности.
2.11. Подготовка к проведению внутреннего финансового контроля заключается в формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля руководителем каждого структурного подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
2.12. В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля указываются данные об уполномоченном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, уполномоченных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности контрольных действий.
2.13. Процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
- анализ предмета внутреннего финансового контроля в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий (далее - процедуры внутреннего финансового контроля);
- формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.
2.14. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.
2.15. Утверждение карт внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем главного администратора (администратора) средств местного бюджета.
2.16. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:
- до начала очередного финансового года;
- при принятии решения руководителем главного администратора (администратора) средств местного бюджета о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
- в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
2.17. Актуализация (формирование) карт внутреннего финансового контроля проводится не реже одного раза в год.
2.18. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля.
Ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом структурном подразделении главного администратора (администратора) средств местного бюджета, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур по форме согласно приложению к настоящему порядку.
2.19. Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля подлежат учету и хранению, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
2.20. Информация о результатах внутреннего финансового контроля структурным подразделением главного администратора (администратора) средств местного бюджета, ответственным за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, направляется руководителю главного администратора (администратора) средств местного бюджета.
Периодичность представления информации о результатах внутреннего финансового контроля устанавливается руководителем главного администратора (администратора) средств местного бюджета.
2.21. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля руководителем главного администратора (администратора) средств местного бюджета принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:
- изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур;
- на изменение внутренних стандартов, в том числе учетной политики главного администратора (администратора) средств местного бюджета;
- на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
- на устранение конфликта интересов у лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
- на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора (администратора) средств местного бюджета.
2.22. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется Главе города либо лицу, выполняющему функции работодателя по доверенности от Главы города. По результатам рассмотрения информации может приниматься решение о проведении в установленном порядке служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным лицам.
2.23. Главный администратор (администратор) средств местного бюджета вправе определить порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля.
2.24. Главный администратор (администратор) средств местного бюджета обязан предоставлять в контрольно-ревизионное управление Администрации города, уполномоченное на внутренний муниципальный финансовый контроль, запрашиваемые информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового контроля.
3. Осуществление внутреннего финансового аудита
3.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется уполномоченными лицами (уполномоченным лицом) главных администраторов (администраторов) средств местного бюджета в целях:
3.1.1. Оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности.
3.1.2. Подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации.
3.1.3. Подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования средств местного бюджета.
3.2. Деятельность уполномоченных лиц (уполномоченного лица), указанных в пункте 3.1 настоящего порядка, основывается на принципах законности, объективности, эффективности, функциональной независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
3.3. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями главных администраторов (администраторов) средств местного бюджета, подведомственными администраторами (получателями) средств местного бюджета (далее - объекты аудита) в целях реализации своих бюджетных полномочий, а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
3.4. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
3.4.1. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств местного бюджета.
План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые предполагается провести в очередном финансовом году. По каждой аудиторской проверке в плане указываются проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объекты аудита, срок проведения проверки и ответственные исполнители. План должен быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года.
3.4.2. Аудиторские проверки подразделяются:
- на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
- на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
- на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
3.4.3. Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются по поручениям Главы города, заместителя Главы города по следующим основаниям:
- в связи с обращением органов прокуратуры и правоохранительных органов;
- для контроля исполнения устранения ранее выявленных нарушений;
- при поступлении информации о наличии признаков нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
3.5. При планировании аудиторских проверок учитываются:
3.5.1. Существенность операций, групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главных администраторов (администраторов) средств местного бюджета в случае их неправомерного исполнения.
3.5.2. Информации о результатах внутреннего финансового контроля.
3.5.3. Наличие существенных бюджетных рисков.
3.5.4. Степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми).
3.5.5. Реальность сроков проведения аудиторских проверок.
3.5.6. Наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
3.6. В целях планирования аудиторских проверок уполномоченные лица (уполномоченное лицо), указанные в пункте 3.1 настоящего порядка, обязаны провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
3.6.1. Осуществления внутреннего финансового контроля в текущем (отчетном) финансовом году.
3.6.2. Проведения в текущем (отчетном) финансовом году контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой города Сургута и контрольно-ревизионным управлением Администрации города в отношении объектов аудита.
3.7. В ходе аудиторской проверки в отношении бюджетной процедуры и (или) объектов аудита проводится исследование:
3.7.1. Вопросов осуществления внутреннего финансового контроля.
3.7.2. Ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия новым изменениям в области бюджетного учета.
3.7.3. Наличия автоматизированных информационных систем, применяемых объектом аудита при осуществлении бюджетных процедур.
3.8. По результатам аудиторской проверки уполномоченными лицами (уполномоченным лицом), указанными в пункте 3.1 настоящего порядка, составляется акт, в котором отражаются результаты исследований, содержащихся в пункте 3.7 настоящего порядка.
3.9. На основании акта аудиторской проверки уполномоченными лицами, указанными в пункте 3.1 настоящего порядка, составляется заключение о достоверности бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, где указывается:
3.9.1. Информация о выявленных недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), условиях и причинах таких нарушений, а также рисках представления недостоверной бюджетной отчетности.
3.9.2. Информация о наличии или отсутствии возражений на акт аудиторской проверки со стороны объектов аудита.
3.9.3. Выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в планы внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств местного бюджета.
3.10. Заключение с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю главного администратора (администратора) средств местного бюджета, по результатам рассмотрения которого принимается 1 или несколько решений:
3.10.1. О необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.
3.10.2. О недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.
3.10.3. О направлении материалов в правоохранительные органы или иные органы по компетенции, если в результате внутреннего финансового аудита получена информация о фактах совершения действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения или преступления.
3.11. Заключение с приложением акта аудиторской проверки также направляется Главе города либо лицу, выполняющему функции работодателя по доверенности от Главы города, по результатам рассмотрения которого принимается решение о применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок.
3.12. Уполномоченные лица (уполномоченное лицо) главных администраторов (администраторов) средств местного бюджета обеспечивают составление годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
3.13. Годовая (квартальная) отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств местного бюджета.
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования средств местного бюджета.
3.14. Главный администратор (администратор) средств местного бюджета обязан предоставлять в контрольно-ревизионное управление Администрации города, уполномоченное на внутренний муниципальный финансовый контроль, запрашиваемые информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.
Приложение
к порядку осуществления главными
распорядителями (распорядителями)
бюджетных средств, главными
администраторами (администраторами)
доходов бюджета, главными
администраторами (администраторами)
источников финансирования дефицита
бюджета городского округа город Сургут
внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита
Журнал
внутреннего финансового контроля в структурном подразделении
___________________________________ за 20__ год
____________________________________________________________
Наименование структурного подразделения
главного администратора бюджетных средств
городского округа город Сургут
№ п/п
Дата осуществления внутреннего финансового контроля
Должность, фамилия и инициалы субъекта внутреннего финансового контроля
Период осуществления внутреннего финансового контроля
Предмет внутреннего финансового контроля
Номер и дата документа внутреннего финансового контроля, в котором выявлены нарушения
Результаты внутреннего финансового контроля <*>
Причины возникновения нарушения
Подпись субъекта внутреннего финансового контроля
Меры, принятые для устранения нарушения
Отметки об ознакомлении с результатами внутреннего финансового контроля (объекта внутреннего контроля, руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения) с указанием должности, фамилии и инициалов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
--------------------------------
Примечание: <*> В случае, если результаты внутреннего финансового контроля (суть нарушения) не представляется возможным изложить кратко, такие результаты оформляются справкой по произвольной форме, подписываемой субъектом внутреннего финансового контроля: в данном столбце соответственно указываются реквизиты оформленной справки.
------------------------------------------------------------------