Постановление Администрации Ханты-Мансийского района от 30.09.2014 N 276 "О внесении изменений в постановление администрации Ханты-Мансийского района от 30.09.2013 N 245 "Об утверждении муниципальной программы "Культура Ханты-Мансийского района на 2014 - 2016 годы"
АДМИНИСТРАЦИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2014 г. № 276
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА ОТ 30.09.2013 № 245 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "КУЛЬТУРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА
НА 2014 - 2016 ГОДЫ"
На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 09.08.2013 № 199 "О программах Ханты-Мансийского района" (с изменениями от 18.04.2014 № 82, от 21.02.2014 № 30):
1. Внести в постановление администрации Ханты-Мансийского района от 30.09.2013 № 245 "Об утверждении муниципальной программы "Культура Ханты-Мансийского района на 2014 - 2016 годы" следующие изменения:
1.1. В заголовке и пункте 1 постановления слова "на 2014 - 2016 годы" заменить словами "на 2014 - 2017 годы".
1.2. Приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление опубликовать в газете "Наш район" и разместить на официальном сайте администрации Ханты-Мансийского района.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации района по социальным вопросам Е.В.Касьянову.
Глава администрации
Ханты-Мансийского района
В.Г.УСМАНОВ
Приложение
к постановлению администрации
Ханты-Мансийского района
от 30.09.2014 № 276
"Приложение
к постановлению администрации
Ханты-Мансийского района
от 30.09.2013 № 245
1. Паспорт муниципальной программы
Наименование муниципальной программы
"Культура Ханты-Мансийского района на 2014 - 2017 годы" (далее - Программа)
Правовое основание для разработки муниципальной программы
"Основы законодательства Российской Федерации о культуре", утвержденные Верховным Советом Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1;
Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов";
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.1994 № 78-ФЗ "О библиотечном деле";
Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1244-р "О концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы";
Законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
от 15.11.2005 № 109-оз "О культуре и искусстве в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
от 28.10.2011 № 105-оз "О регулировании отдельных вопросов библиотечного дела и обязательного экземпляра документов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";
постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.05.2013 № 185-п "О стратегии развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года и на период до 2030 года";
постановление администрации Ханты-Мансийского района от 09.08.2013 № 199 "О программах Ханты-Мансийского района" (с изменениями от 18.04.2014 № 82, от 21.02.2014 № 30)
Разработчик муниципальной программы
Комитет по культуре, спорту и социальной политике администрации Ханты-Мансийского района (далее - Комитет по культуре, спорту и социальной политике)
Муниципальный заказчик муниципальной программы
Комитет по культуре, спорту и социальной политике;
департамент строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Ханты-Мансийского района (далее - Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ)
Координатор муниципальной программы
Комитет по культуре, спорту и социальной политике
Исполнители муниципальной программы
Комитет по культуре, спорту и социальной политике;
Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ;
муниципальное автономное учреждение "Организационно-методический центр" (далее - МАУ "ОМЦ);
подведомственные учреждения Комитета по культуре, молодежной политике, физкультуре и спорту и Департамента строительства, архитектуры и ЖКХ
Основные цели и задачи муниципальной программы
главная цель муниципальной программы: реализация стратегической роли культуры как основы устойчивого и динамичного развития Ханты-Мансийского района.
Цели муниципальной программы:
1. Сохранение и популяризация культурного наследия Ханты-Мансийского района, привлечение внимания общества к его изучению, повышение качества культурных услуг, предоставляемых в области библиотечного дела.
2. Обеспечение прав граждан на участие в культурной жизни, реализация творческого потенциала жителей Ханты-Мансийского района.
Задачи муниципальной программы:
1. Создание условий для удовлетворения культурных потребностей в занятии творчеством различных категорий граждан района.
2. Обеспечение условий для качественного роста, исполнительского мастерства солистов и творческих коллективов района.
3. Развитие сфер дополнительного образования, кинообслуживания.
4. Создание условий для модернизационного развития библиотек Ханты-Мансийского района, совершенствования библиотечного обслуживания населения.
5. Проведение ремонтно-реставрационных работ на памятниках архитектуры и градостроительства, находящихся в муниципальной собственности
Сроки реализации муниципальной программы
2014 - 2017 годы
Объемы и источники финансирования муниципальной программы
общий объем финансирования Программы составляет 284453,0 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 97406,3 тыс. рублей;
2015 год - 181300,3 тыс. рублей;
2016 год - 2945,8 тыс. рублей;
2017 год - 2800,6 тыс. рублей, в том числе: окружной бюджет - 247700,3 тыс. рублей: 2014 год - 75161,0 тыс. рублей;
2015 год - 170792,9 тыс. рублей;
2016 год - 945,8 тыс. рублей;
2017 год - 800,6 тыс. рублей;
бюджет района - 30752,7 тыс. рублей:
2014 год - 22245,3 тыс. рублей;
2015 год - 8507,4 тыс. рублей;
2016 год - 0,0 тыс. рублей;
2017 год - 0,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 6000,0 тыс. рублей:
2014 год - 0,0 тыс. рублей;
2015 год - 2000,0 тыс. рублей;
2016 год - 2000,0 тыс. рублей;
2017 год - 2000,0 тыс. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы
увеличение доли библиотечных фондов общедоступных библиотек, отраженных в электронных каталогах, с 25% до 100%;
увеличение количества кинозрителей с 3,5 тыс. человек до 4 тыс. человек;
увеличение объема средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, муниципальных учреждений культуры на 10 тыс. населения до 250 тыс. рублей;
повышение уровня удовлетворенности населения Ханты-Мансийского района качеством услуг, предоставляемых учреждениями культуры Ханты-Мансийского района, с 70% до 75%
2. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена муниципальная программа
Культура Ханты-Мансийского района является значимым социальным фактором развития муниципалитета, обеспечивающим рост авторитета района в округе, средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания населения.
При подготовке Программы проведена оценка внутренних ресурсов отрасли и ее потенциала, обозначены проблемные аспекты.
На начало 2014 года культура Ханты-Мансийского района представлена сетью учреждений, в том числе:
учреждения, подведомственные Комитету по культуре, спорту и социальной политике:
муниципальное казенное учреждение Ханты-Мансийского района "Централизованная библиотечная система" в составе 21 отделения (д. Ярки, с. Батово, п. Выкатной, с. Елизарово, п. Кедровый, п. Кирпичный, с. Кышик, п. Луговской, с. Нялинское, с. Реполово, с. Селиярово, п. Сибирский, с. Троица, с. Тюли, п. Красноленинский, с. Цингалы, д. Шапша, п. Пырьях, д. Согом, д. Белогорье, с. Зенково);
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ханты-Мансийского района "Детская музыкальная школа" в составе 6 отделений (п. Кедровый, п. Луговской, п. Красноленинский, п. Бобровский, с. Цингалы, с. Кышик);
учреждения, подведомственные администрациям сельских поселений:
12 муниципальных учреждений культурно-досугового типа и 14 их структурных подразделений;
муниципальное бюджетное учреждение культуры "Библиотечная система" сельского поселения Горноправдинск (в составе 2 библиотеки в п. Горноправдинске и п. Бобровский).
На 01 января 2014 года численность персонала учреждений культуры составила 254 человека, из них 184 человека - работники культурно-досуговых учреждений, 46 человек - работники библиотек, 24 человека - работники учреждения дополнительного образования в сфере культуры.
Общедоступные библиотеки являются востребованным социальным институтом, услугами которых пользуются 5726 читателей. Процент охвата населения района библиотечным обслуживанием составляет 28,5 процента.
Одним из перспективных направлений, позволяющих полно развивать и использовать ресурсы библиотек Ханты-Мансийского района, является централизация сети учреждений.
Так, в 2012 году во исполнение распоряжения администрации Ханты-Мансийского района от 17.05.2012 № 552-р создано муниципальное казенное учреждение Ханты-Мансийского района "Централизованная библиотечная система" (далее - ЦБС). По состоянию на 01 января 2013 года в состав учреждения вошли 20 сельских библиотек. В 2013 году в ЦБС открыто отделение в с. Зенково и центр общественного доступа в д. Ягурьях.
Основные управленческие функции (управление ЦБС, методическая работа, повышение квалификации библиотекарей) и часть производственных функций (комплектование, учет и обработка фондов, создание единого справочно-библиографического аппарата, библиографическая деятельность) сосредоточены в головном офисе ЦБС, расположенном в г. Ханты-Мансийске. Библиотечное обслуживание в населенных пунктах района осуществляют филиалы ЦБС - сельские библиотеки.
С созданием ЦБС с 2012 года в районе системно решаются вопросы модернизации материально-технической базы библиотек.
Осуществлен переезд библиотек с. Батово в капитальное здание (здание школы) и п. Пырьях в реконструированное помещение бывшей бани.
Восстановлен доступ к сети Интернет библиотек с. Батово и с. Реполово. Подключена к сети Интернет библиотека д. Ярки и д. Белогорье (в библиотеке установлена спутниковая антенна), по состоянию на 01.01.2014 обеспечено 100% подключение к сети Интернет всех общедоступных библиотек района.
Созданы сайты ЦБС и МБУ "Библиотечная система сельского поселения Горноправдинск".
В головном офисе ЦБС установлена программа, обеспечивающая доступ к компьютерам отделений (удаленное обслуживание), позволяющая:
оказывать оперативную поддержку библиотекарям и автоматический доступ к их компьютерам, не выходя из офиса;
удаленную перезагрузку всех компьютеров ЦБС;
обзор компьютеров, находящихся в онлайн, через встроенный список компьютеров.
Благодаря действию Программы в 2014 году специалистом по защите информации ЦБС (без выезда на места) оказана методическая и практическая помощь библиотекарям отделений по работе с компьютерными программами и Интернет (211 обращений).
Анализ деятельности библиотек района свидетельствует об общих прогрессивных тенденциях в библиотечном деле Ханты-Мансийского района, но вместе с тем в библиотечной отрасли существует ряд сдерживающих факторов в поступательном развитии данного направления:
неудовлетворительное состояние имущественного комплекса библиотек района (требуется переезд центрального офиса ЦБС в более комфортное и большее по площади помещение; частичная замена парка компьютерной техники; укрепление материально-технической базы центров общественного доступа в соответствии с требованиями Российской Федерации и др.);
неудовлетворительный показатель прироста фонда. Норма ежегодного прироста фондов библиотек в автономном округе в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.12.2000 № 110-оз "О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" составляет не менее 3%. Показатель 2013 года по Ханты-Мансийскому району составляет +1,0% (2012 год - +1,8%);
нехватка квалифицированных специалистов (78% библиотекарей не имеют профильного образования);
отсутствие более чем у 50% библиотекарей достаточных знаний и навыков по работе с компьютерной техникой, умений пользования интернет-ресурсами, государственными порталами.
Услуги по предоставлению дополнительного образования детям в сфере культуры на территории района оказывает муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ханты-Мансийского района "Детская музыкальная школа".
При учреждении действуют 6 отделений - в п. Кедровый, п. Луговской, п. Красноленинский, п. Бобровский, отделения в с. Цингалы и с. Кышик открыты в 2013 году.
Деятельность учреждения в 2013/14 учебном году характеризуется следующими показателями. Контингент учащихся - 125 человек, из них принято в первый класс 24 человека, учащихся в выпускных классах - 17 человек. Общая успеваемость по ДМШ составляет 100%. Качественная - 72,3%.
Планируется увеличение числа учащихся с учетом открываемого отделения в с. Селиярово в 2014/15 учебном году на 15%.
Работа школы направлена на сохранение и увеличение контингента обучающихся, качественное улучшение образовательного процесса, поиск новых форм методической работы.
Анализ деятельности учреждения и его материально-технической базы показывает, что динамичному развитию художественного образования в районе препятствуют следующие факторы:
потребность в специалистах, отсутствие жилья;
недостаточный уровень материально-технического оснащения. С учетом вновь открываемых отделений для школы, в первую очередь, необходима модернизация парка музыкальных инструментов - приобретение баянов, аккордеонов, фортепиано, национальных инструментов коренных народов Севера ханты и манси, приобретение мебели и мультимедийного оборудования;
потребность в учебно-методических материалах (пособия по музыкальной литературе, сольфеджио, нотные сборники и др.).
В последние годы большой интерес общества обращен к истокам традиционной народной культуры и любительскому искусству как фактору сохранения единого культурного пространства в многонациональном Ханты-Мансийском районе. Учреждения культурно-досугового типа удовлетворяют широкий диапазон запросов и нужд населения в сфере культуры, способствуют полноценной реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. Вместе с тем, показатель востребованности населением Ханты-Мансийского района услуг культурно-досуговых учреждений района ниже среднего показателя по округу. Среднее количество участников в 1 клубном формировании района составляет 13 человек (округ - 18), не достигает среднего по Югре показатель среднего числа клубных формирований на одно учреждение - 8 единиц (округ - 20).
В целом по району на базе культурно-досуговых учреждений функционирует 206 клубных формирований с числом участников - 2698 человек, где каждый желающий может проявить свои способности, обеспечить себе творческое самовыражение, организовать свой досуг.
Основные направления деятельности клубных формирований - вокальное, хореографическое, театральное, прикладное творчество.
В настоящее время в данном секторе культуры наблюдается ряд проблем, требующих неотложного решения.
Крайне неудовлетворительным остается материально-техническая оснащенность учреждений. Значительное число зданий находятся в аварийном состоянии и нуждаются в ремонте, техническое оснащение требует существенного обновления с учетом современных требований к технике и технологиям. Износ основных материальных активов по оценкам варьируется от 50 до 90 процентов.
В системе учреждений наблюдаются:
низкая квалификация кадров, несоответствие их профессиональных знаний и умений тенденциям сегодняшнего дня;
острая нехватка менеджеров, умеющих разрабатывать и успешно реализовать стратегии, концепции учреждений, находить общий язык с меценатами, потребителями услуг, персоналом, поставщиками ресурсов и другими заинтересованными сторонами;
устаревание применяемых технологий и форм работы.
В контексте данной муниципальной программы учреждения культурно-досугового типа района рассматриваются как базис реализации государственной политики по гражданской и культурной самоидентификации населения, по возрождению и сохранению самобытной культуры, по адаптации мигрирующего населения к традициям и культуре этносов, традиционно проживающих на земле Ханты-Мансийского района.
Основные мероприятия Программы определены внутренними потребностями жителей Ханты-Мансийского района и направлениями стратегических инициатив Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Российской Федерации в сфере культуры.
3. Основные цели и задачи Программы,
оценка ожидаемой эффективности Программы
(экономическая, бюджетная и социальная эффективность)
Цели и задачи муниципальной программы приведены в паспорте муниципальной программы.
Система показателей, характеризующих результаты реализации муниципальной программы, указана в приложении 1 (не приводится) к Программе.
Оценка ожидаемой экономической, бюджетной и социальной эффективности Программы:
увеличение доли библиотечных фондов общедоступных библиотек, отраженных в электронных каталогах, с 25% до 100%;
увеличение количества кинозрителей с 3,5 тыс. человек до 4 тыс. человек;
повышение уровня удовлетворенности граждан Ханты-Мансийского автономного округа - Югры качеством услуг, предоставляемых учреждениями культуры Югры, с 70% до 75%;
увеличение объема средств от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности муниципальных учреждений культуры на 10 тыс. населения до 250 тыс. рублей;
утверждение приоритетной роли культуры, как важнейшего фактора формирования у населения Ханты-Мансийского района широкого мировоззрения, общественного сознания, поведенческих норм и гражданского патриотизма;
создание условий для доступности участия всего населения в культурной жизни, а также вовлеченности детей, молодежи, лиц пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями в активную социокультурную деятельность;
создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, развития самодеятельного художественного творчества;
поддержка разнообразия национальных культур народов, проживающих на территории района, на основе развития межнациональных и межрегиональных культурных связей;
укрепление материально-технической базы отрасли культуры.
4. Программные мероприятия
Достижение поставленных целей и решение задач Программы предполагается путем выполнения комплекса программных мероприятий, указанных в приложении 2 (не приводится) к Программе.
5. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется за счет средств окружного бюджета, бюджета района. Денежные средства распределены по мероприятиям с учетом первоочередных потребностей отрасли культуры в пределах выделенных лимитов.
Общий объем финансирования Программы составляет 284453,0 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 97406,3 тыс. рублей;
2015 год - 181300,3 тыс. рублей;
2016 год - 2945,8 тыс. рублей;
2017 год - 2800,6 тыс. рублей, в том числе:
окружной бюджет - 247700,3 тыс. рублей:
2014 год - 75161,0 тыс. рублей;
2015 год - 170792,9 тыс. рублей;
2016 год - 945,8 тыс. рублей;
2017 год - 800,6 тыс. рублей;
бюджет района - 30752,7 тыс. рублей:
2014 год - 22245,3 тыс. рублей;
2015 год - 8507,4 тыс. рублей;
2016 год - 0,0 тыс. рублей;
2017 год - 0,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 6000,0 тыс. рублей:
2014 год - 0,0 тыс. рублей;
2015 год - 2000,0 тыс. рублей;
2016 год - 2000,0 тыс. рублей;
2017 год - 2000,0 тыс. рублей.
6. Механизм реализации муниципальной программы
Для достижения поставленных целей и решения задач Программы определен организационно-правовой механизм, предусматривающий взаимодействие между заказчиком, координатором и исполнителями.
Заказчиком и разработчиком Программы является Комитет по культуре, спорту и социальной политике.
Реализация Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, субъектов финансового планирования и будет осуществляться путем заключения муниципальных контрактов (договоров), направленных на реализацию конкретных мероприятий, в соответствии с законодательством Российской Федерации, передачи денежных средств сельским поселениям Ханты-Мансийского района в рамках заключенных соглашений, а также предоставления субсидий на иные цели подведомственным исполнителям Программы учреждениям.
Система управления реализацией Программы предполагает локальное нормативное закрепление ответственности за выполнение мероприятий за исполнителями.
Общее управление: координацию работ, текущее управление и контроль за исполнением Программы осуществляет Комитет по культуре, спорту и социальной политике под руководством председателя:
разрабатывает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Программы;
вправе передать муниципальным заказчикам и (или) исполнителям Программы в соответствии с действующим законодательством реализацию отдельных мероприятий Программы;
осуществляет координацию деятельности муниципальных заказчиков по реализации программных мероприятий;
осуществляет контроль и несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, осуществляет управление, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
организует размещение в средствах массовой информации и сети Интернет освещение хода реализации Программы.
В процессе реализации Программы исполнитель Программы направляет в адрес муниципального заказчика - координатора предложения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также объемы бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию Программы в целом.
Информация о ходе реализации Программы ежеквартально, ежегодно предоставляется в уполномоченный орган в порядке, установленном администрацией района.
------------------------------------------------------------------