По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Правительства ХМАО - Югры от 06.09.2014 N 324-п "О концепции развития комплексной системы информирования и оповещения населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2014 г. № 324-п

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ
ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ПРИ УГРОЗЕ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИЛИ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Учитывая Концепцию создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, принятую протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18 июня 2013 года № 4, принимая во внимание План реализации Концепции создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, утвержденный заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий А.П. Чуприяном, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
Утвердить:
1. Концепцию развития комплексной системы информирования и оповещения населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (приложение 1).
2. План мероприятий по реализации концепции развития комплексной системы информирования и оповещения населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (приложение 2).

Первый заместитель
Губернатора Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
А.М.КИМ





Приложение 1
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 6 сентября 2014 года № 324-п

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПРИ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИЛИ О ВОЗНИКНОВЕНИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ДАЛЕЕ - КОНЦЕПЦИЯ)

1. Термины и определения

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) - объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.
Гражданская оборона (далее - ГО) - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Потенциально опасный объект (далее - ПОО) - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.
Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Зона ЧС - территория, на которой сложилась ЧС.
КСИОН - комплексная система информирования и оповещения населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономного округа) при угрозе возникновения или о возникновении ЧС.
ТАСЦО - территориальная автоматизированная система централизованного оповещения населения автономного округа, предназначенная для своевременного оповещения и оперативного информирования граждан об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера, угрозах террористических актов.
ОКСИОН - общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.
Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (далее - КСЭОН) - элемент системы оповещения населения о ЧС, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления РСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Единая дежурно-диспетчерская служба (далее - ЕДДС) - орган повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС автономного округа на муниципальном уровне.
Дежурно-диспетчерская служба (далее - ДДС) - орган повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС автономного округа на объектовом уровне.
Информация о ЧС - сообщение или совокупность сообщений, передаваемых органам повседневного управления, силам и средствам РСЧС, а также населению об опасности или факте возникновения ЧС и рекомендуемых действиях.
Оповещение населения о ЧС - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Информирование населения о ЧС - доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.
Система оповещения - организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил территориальной подсистемы РСЧС автономного округа и населения автономного округа.
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
Сигналы оповещения - специальные сигналы, предназначенные для оповещения об опасности.
Концепция - концепция развития комплексной системы информирования и оповещения населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
ГУ МЧС России - Главное управления Министерства Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
ДГЗН - Департамент гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
МО - органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
ТП РСЧС - территориальная подсистема Ханты-Мансийского автономного округа - Югры единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
КЧС и ОПБ - Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

2. Общие положения

Прогнозируемые, а также возникающие вне прогноза техногенные и природные ЧС требуют оперативных и скоординированных действий со стороны всех уровней РСЧС. Своевременное оповещение и информирование населения о возможных угрозах возникновения ЧС, способах их предотвращения, о поведении в случае их возникновения, способах защиты позволяют обеспечить снижение потерь населения и материального ущерба. На решение комплекса этих задач направлена работа действующих систем оповещения.
Согласно законодательству Российской Федерации федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обязаны оперативно и достоверно информировать население о ЧС.
В настоящее время в автономном округе созданы и функционируют территориальная (в границах автономного округа), местные (в границах муниципальных образований) и локальные (объектовые) системы оповещения (в районах размещения потенциально опасных объектов).
В соответствии с положениями Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении ЧС природного и техногенного характера является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. При этом системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.
Непосредственное оповещение населения о ЧС осуществляется силами органов повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС автономного округа с использованием различных систем и технических средств.
В соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" уровень реагирования, режим функционирования и порядок организации деятельности органов управления и сил РСЧС определяется в зависимости от классификации ЧС, и характера ее развития, а также других факторов.
В условиях быстро меняющихся рисков ЧС (рост масштабов, развитие природно-техногенных процессов, появление принципиально новых угроз), современного развития телекоммуникационных технологий, интенсивного развития транспортной инфраструктуры и реализации крупных инфраструктурных проектов, в том числе и в труднодоступных местах, урбанизации населения и, соответственно, появления значительного количества новых мест массового пребывания людей требуется пересмотр подходов к дальнейшему развитию систем информирования и оповещения населения о ЧС.
Так, рост масштабов ЧС и частота возникновения катастрофического развития природно-техногенных процессов, являющихся источниками ЧС, требуют значительного сокращения времени оповещения населения о ЧС, а урбанизация населения, появление значительного количества мест массового пребывания людей, развитие транспортной инфраструктуры и зависимость от систем жизнеобеспечения - значительного повышения уровня культуры безопасности населения, соответственно, новых форм и способов их информирования и оповещения, а также одновременного значительного процентного увеличения охвата средствами информирования и оповещения населения о ЧС.
В то же время необходимы технические средства, которые позволяют индивидуально доводить информацию о ЧС до любого человека, проживающего или находящегося на малонаселенных территориях и в труднодоступных местах автономного округа.
На современном этапе развития систем оповещения и информирования населения о ЧС, повышение их оперативности может быть достигнуто лишь путем автоматизации процессов и минимизации влияния человеческого фактора в них, а в ряде случаев даже полного его исключения, комплексного сопряжения действующих и внедряемых технических средств и технологий оповещения и информирования населения о ЧС, а также многократного дублирования каналов передачи сигналов оповещения.
Концепция представляет собой систему основных направлений развития информирования и оповещения населения автономного округа для обеспечения своевременного и гарантированного доведения до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС, сигналов оповещения, правил поведения и способах защиты в ЧС.

3. Действующие системы оповещения и информирования населения
автономного округа и перспективы их развития

Оповещение населения автономного округа о ЧС осуществляется силами органов повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС автономного округа с использованием различных систем и технических средств, создаваемых органами исполнительной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и организациями. К таким органам повседневного управления относятся: федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по автономному округу", ДДС органов исполнительной власти автономного округа и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ЕДДС муниципальных образований, ДДС организаций (объектов).
Телевидение и радиовещание (далее - телерадиовещание) - наиболее массовые информационные системы, охватывающие практически все население автономного округа, и, как следствие, являющиеся одними из основных каналов информирования и оповещения населения о ЧС.
Основу системы телерадиовещания автономного округа составляют федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК), филиал ВГТРК - государственная телевизионная и радиовещательная компания "Югория", федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС), автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружная телерадиокомпания "Югра" (далее - АУ "ОТРК "Югра").
Наземный сегмент государственной телевизионной и радиовещательной сети в автономном округе составляют региональные радиотелевизионные передающие центры, входящие в состав единого государственного оператора телерадиовещания РТРС, ответственного за эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов на всей территории Российской Федерации, а также за создание и развертывание цифровых наземных сетей для эфирной трансляции обязательных телерадиоканалов. Также на территории автономного округа в этот сегмент входит сеть аналогового телерадиовещания оператора связи АУ "ОТРК "Югра".
В автономном округе имеются различия в доступности эфирных телевизионных каналов для населения в разных районах автономного округа, при этом около 2 тыс. человек, проживающих примерно в 15 населенных пунктах автономного округа, не охвачено телевизионным вещанием.
Сопряжение местных систем оповещения с ТАСЦО и с сетями телерадиовещания автономного округа предусмотрено в рабочем проекте "Реконструкция территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения ГО и ЧС автономного округа".
В последние годы в автономном округе активно развиваются сети подвижной радиотелефонной связи. Количество абонентских устройств, подключенных в автономном округе к сетям мобильной связи по итогам 2013 года, достигло более чем 2200 тыс. единиц, что значительно превышает количество стационарных абонентов телефонной сети общего пользования.
Основной действующей технологией в сетях мобильной связи является технология 2G - 2449 базовых станций, а наиболее динамично развивается применение технологии 3G - 1050 базовых станций, при росте за два года в 5 раз.
На долю наиболее крупных операторов ("Мегафон", "МТС" и "Билайн") приходится 75% базовых станций.
Такой значительный охват населения и территории автономного округа делает сети подвижной радиосвязи привлекательными для использования в целях оповещения населения об угрозах, возникающих при ЧС.
В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ "О связи" во время ЧС уполномоченные государственные органы имеют право на приоритетное использование сетей связи и средств связи, в том числе для передачи в приоритетном порядке информационных сообщений, касающихся безопасности населения.
Сети подвижной телефонной связи и сети фиксированной телефонной связи широко распространены на всей территории автономного округа, но для задач информирования и оповещения населения автономного округа о ЧС используются ограниченно, в основном для оповещения с помощью автоинформаторов руководителей и сил реагирования.
В автономном округе в последнее десятилетие стремительно развивается сеть передачи данных общего пользования - всемирная система объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации - сеть Интернет. По итогам 2013 года проникновение сети Интернет в автономном округе составляет порядка 72% домохозяйств от общего их количества.
Учитывая тенденцию к расширению возможностей беспроводных технологий, указанной сети, и прогнозируемый дальнейший рост числа ее пользователей, Интернет вызывает несомненный интерес для использования в качестве канала распространения сообщений оперативного информирования и оповещения населения о ЧС, но на данный момент его потенциал задействуется крайне ограниченно.
Планируется обеспечить взаимодействие ТАСЦО с создаваемой в автономном округе сетью спутниковой связи для обеспечения управления оперативными формированиями с мест чрезвычайных ситуаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предназначенной для организации спутниковых каналов связи и обеспечения обмена данными, речевой, документальной и видеоинформацией непосредственно из районов ЧС и/или мест проведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на объектах, расположенных на территории автономного округа.

3.1. ТАСЦО

Распоряжением Правительства автономного округа от 1 ноября 2008 года № 473-рп "О вводе в эксплуатацию территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на территории автономного округа введена в эксплуатацию ТАСЦО с подключением 19 административных центров муниципальных образований автономного округа (за исключением административных центров Сургутского, Нижневартовского и Нефтеюганского районов и города Лянтор Сургутского района).
Основной задачей ТАСЦО является доведение информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС автономного округа;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны, при органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;
ЕДДС муниципальных образований;
ДДС организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
населения автономного округа.
В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", распоряжением Правительства автономного округа от 24 января 2013 года № 24-рп "О мерах по модернизации территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и подготовке ее к использованию в составе комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС" проводятся мероприятия по ее модернизации, такие как:
модернизация на основе современных технических комплексов оповещения;
дополнительное включение в нее 3 административных центров муниципальных образований автономного округа, 84 городских и сельских поселений и 6 зон экстренного оповещения населения, подверженных воздействию быстроразвивающихся природных и техногенных процессов;
обеспечение готовности к использованию по предназначению;
обеспечение доведения сигналов оповещения до 100% населения, в том числе в автоматическом режиме в зонах экстренного оповещения населения;
внедрение современных технических средств доведения сигналов оповещения о ЧС.

3.2. Муниципальные (местные) системы оповещения населения

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа самостоятельно:
создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о ЧС;
обеспечивают, в том числе с использованием КСЭОН, своевременное оповещение населения о ЧС.
Задачей муниципальной (местной) системы оповещения населения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС автономного округа, созданного муниципальным образованием;
специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства автономного округа от 17 апреля 2006 года № 78-п "О территориальной подсистеме Ханты-Мансийского автономного округа - Югры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
ДДС организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;
населения соответствующего муниципального образования.
Проблемным вопросом в муниципальной (местной) системе оповещения населения является отсутствие местных автоматизированных систем оповещения населения в сельских населенных пунктах автономного округа.
Направления совершенствования муниципальных (местных) систем оповещения:
подключение административных центров муниципальных образований Сургутского, Нижневартовского и Нефтеюганского районов к ТАСЦО автономного округа;
модернизация (создание) муниципальных (местных) систем оповещения на основе современных технических комплексов оповещения;
создание систем экстренного оповещения населения о ЧС и их сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов.

3.3. Локальные системы оповещения

Задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава ГО организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена территориальной подсистемы РСЧС автономного округа;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года № 1544-р "О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время" создание и поддержание в готовности указанных систем возложено на ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты.
Согласно нормам и правилам пожарной безопасности все здания и сооружения должны быть оборудованы соответствующими объектовыми системами оповещения при пожаре, которые в ряде случаев могут быть задействованы в ручном или автоматическом режиме для оповещения находящихся на объекте людей о других ЧС.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" локальные системы оповещения создаются на потенциально опасных объектах, расположенных на территории автономного округа.
Направления совершенствования локальных систем оповещения:
их оснащение в районах размещения потенциально-опасных объектов современными техническими средствами;
создание систем мониторинга и прогнозирования опасных природных и техногенных ЧС;
внедрение технических средств оповещения, обеспечивающих доведение условных сигналов оповещения в автоматическом режиме;
сопряжение с системами мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов;
сопряжение объектовых систем экстренного оповещения о пожаре с муниципальными системами оповещения.

3.4. КСЭОН

В целях обеспечения своевременного и гарантированного доведения до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС, сигналов оповещения, правил поведения и способах защиты в ЧС в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" принято постановление Правительства автономного округа от 5 сентября 2013 года № 348-п "Об утверждении границ зоны экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", которым утверждено 6 зон, подверженных воздействию быстроразвивающихся ЧС и требующих создания КСЭОН.
К зонам, требующим создание КСЭОН, отнесены организации, расположенные на территориях муниципальных образований городов Нижневартовск (3 зоны - ВОС-2 МУП "Горводоканал, КОС МУП "Горводоканал", ЗАО "Асторг"), Нефтеюганск (2 зоны - КОС ОАО "Юганскводоканал", ВОС ОАО "Юганскводоканал") и Сургут (1 зона - филиал "Сургутская ГРЭС-2" ОАО "Э.ОН. Россия").
Предполагается, что КСЭОН будет функционировать в составе действующих систем оповещения и представлять собой комплекс программно-технических средств систем оповещения, сопряженных с системами мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов, для доведения сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления РСЧС и населения автономного округа в автоматическом и (или) автоматизированном режимах на территориальном, муниципальном и объектовом уровнях.
КСЭОН также будет сопряжена с корпоративной сетью органов государственной власти автономного округа, системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на базе ЕДДС муниципальных образований автономного округа, Территориальной информационной системой автономного округа.
КСЭОН принципиально будет отличаться от уже существующих систем оповещения тем, что:
системы оповещения будут сопряжены с системами мониторинга и прогнозирования ЧС, и их запуск будет осуществляться при срабатывании датчиков систем мониторинга опасных природных и техногенных процессов в автоматическом и/или автоматизированном режиме, с последующим (параллельным) уведомлением соответствующего органа повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС автономного округа;
будет обеспечено комплексное использование в автоматизированном и/или автоматическом режимах различных технических средств доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения;
система предназначена для своевременного и гарантированного доведения сигналов оповещения и экстренной информации до различных групп населения в зонах экстренного оповещения, которые определяются в зависимости от присущих территориям опасных природных и техногенных процессов.
Организация функционирования КСЭОН предполагается как часть КСИОН при угрозе возникновения и возникновении ЧС.
Общее время доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения с момента получения данных об угрозе возникновения или возникновении ЧС природного или техногенного характера должно обеспечивать проведение необходимых мероприятий по защите населения (инженерной, радиационной, химической и биологической защиты, проведение эвакуационных мероприятий и другие).
В соответствии с Планом основных мероприятий по модернизации ТАСЦО и подготовке ее к использованию в составе КСЭОН, утвержденным распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 января 2013 года № 24-рп "О мерах по модернизации территориальной системы централизованного оповещения населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и подготовке ее к использованию в составе комплексной системы экстренного оповещения населения о угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", создание КСЭОН должно включать в себя:
определение источников финансирования мероприятий по созданию и модернизации систем оповещения, их сопряжению с системами мониторинга и прогнозирования;
проектирование элементов КСЭОН в зонах экстренного оповещения населения, определенных постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 сентября 2013 года № 348-п "Об утверждении границ зоны экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";
размещение заказов на создание КСЭОН;
создание элементов КСЭОН в зонах экстренного оповещения населения, определенных постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 сентября 2013 года № 348-п "Об утверждении границ зоны экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";
подготовку должностных лиц органов управления территориальной подсистемы РСЧС автономного округа к работе с использованием программно-технических средств КСЭОН;
проведение занятий, учений и тренировок по организации эксплуатации и поддержанию КСЭОН в готовности;
обучение населения правилам поведения и порядку действий при получении сигналов оповещения;
ввод в эксплуатацию КСЭОН на территории автономного округа и организация ее функционирования.

4. ОКСИОН

Информирование населения о ЧС организуется и осуществляется в целях доведения до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших ЧС, в том числе природного и техногенного характера, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведения пропаганды знаний в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
ОКСИОН имеет 4 уровня: федеральный, межрегиональный, региональный и муниципальный.
В состав комплекса технических средств ОКСИОН входят информационные центры, стационарные терминальные комплексы (пункты уличного информирования и оповещения населения, пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей, мобильные комплексы информирования и оповещения населения).
ОКСИОН обеспечивает в общественных местах и местах массового пребывания людей при угрозе возникновения и возникновении ЧС информирование и оповещение населения, а в режиме повседневной деятельности - его обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности.
Основное направление совершенствования ОКСИОН - создание новых и интеграция имеющихся на территории автономного округа комплексов технических средств в единую сеть ОКСИОН, модернизация существующих элементов системы путем оснащения современными техническими средствами, в том числе энергосберегающими, с возможностью отражения информации в звуковом и речевом режимах.

5. Мероприятия и этапы реализации Концепции

Реализацию Концепции предусматривается осуществить в 2014 - 2017 годах в 3 этапа.
На 1 этапе (2014 год) предполагается:
1. Выполнение I этапа работ по модернизации ТАСЦО.
2. Проведение опытной (тестовой) эксплуатации и государственных испытаний ТАСЦО.
3. Разработка технического проекта по развитию и совершенствованию КСЭОН.
4. Разработка проекта распоряжения Правительства автономного округа "О вводе в эксплуатацию ТАСЦО".
На 2 этапе (2015 - 2016 годы) предусматривается:
1. Создание КСЭОН на базе аппаратных комплексов ТАСЦО и действующих локальных систем оповещения на ПОО в утвержденных зонах экстренного оповещения населения.
2. Создание и модернизация муниципальных систем оповещения населения в рамках выполнения II этапа работ по модернизации ТАСЦО.
3. Модернизация локальных систем оповещения на ПОО в утвержденных зонах экстренного оповещения населения для их последующей интеграции в КСЭОН.
4. Выполнение работ по развитию и совершенствованию КСЭОН в соответствии с техническим проектом.
5. Организация (обеспечение) управления муниципальными (местными) системами оповещения населения с запасных пунктов управления, органов повседневного управления систем ГО и ТП РСЧС.
6. Организация информирования населения о создании КСЭОН с использованием печатных средств массовой информации, интернет-ресурсов, телерадиовещания, видеоинформационных панелей и наружной рекламы.
На 3 этапе (2017 год) предполагается:
1. Развитие регионального информационного центра ОКСИОН.
2. Создание муниципальных информационных центров ОКСИОН.
3. Рассмотрение на заседании КЧС и ОПБ результатов реализации Концепции, а также перспективы дальнейшего развития.
4. Информирование населения о реализации Концепции с использованием печатных средств массовой информации, интернет-ресурсов, телерадиовещания.

6. Ожидаемые результаты реализации Концепции

В результате реализации Концепции будет создана КСИОН, которая объединит в своем составе систему оповещения и систему информирования (представлена в таблице).
Все элементы системы будут сопряжены на базе единого технического решения, основой которой является ТАСЦО.
Реализация Концепции позволит разделить задачи и полномочия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и организаций по оповещению и информированию населения о ЧС, обеспечить устойчивое функционирование систем оповещения и информирования как в мирное, так и в военное время, а также обеспечить реализацию Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", в том числе:
обеспечить своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС, сигналов оповещения, правил поведения и способах защиты при ЧС;
повысить эффективность принимаемых мер по предупреждению и ликвидации ЧС, а также снизить количество пострадавшего населения и материальный ущерб от ЧС;
повысить качество подготовки и обучения населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера и пожарной безопасности;
осуществить внедрение современных инновационных разработок в области систем информирования и оповещения;
консолидировать финансовые средства бюджетов автономного округа, муниципальных образований автономного округа и организаций, выделяемых на развитие систем информирования и оповещения, на наиболее эффективных технических решениях.
Все элементы системы будут сопряжены на базе единого технического решения, основой которой является ТАСЦО.
Реализация Концепции позволит разделить задачи и полномочия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и организаций по оповещению и информированию населения о ЧС, обеспечить устойчивое функционирование систем оповещения и информирования как в мирное, так и в военное время, а также обеспечить реализацию Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", в том числе:
обеспечить своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС, сигналов оповещения, правил поведения и способах защиты при ЧС;
повысить эффективность принимаемых мер по предупреждению и ликвидации ЧС, а также снизить количество пострадавшего населения и материальный ущерб от ЧС;
повысить качество подготовки и обучения населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера и пожарной безопасности;
осуществить внедрение современных инновационных разработок в области систем информирования и оповещения;
консолидировать финансовые средства бюджетов автономного округа, муниципальных образований автономного округа и организаций, выделяемых на развитие систем информирования и оповещения, на наиболее эффективных технических решениях.

Таблица


КСИОН

/ \
\/ \/ \/

Система < Сети > Система оповещения
информирования

\/ \/ \/

ОКСИОН <*>: - Сети теле- и 1. Локальные системы
1. Региональный радиовещания; оповещения;
уровень - Сети 2. Местные системы
(региональный фиксированной оповещения;
информационный телефонной связи; 3. Региональные системы
центр - РИЦ); - Интернет (сеть оповещения (ТАСЦО).
2. Муниципальный передачи данных 4. КСЭОН:
уровень общего 4.1. Система оповещения;
(муниципальные пользования); 4.2. Система мониторинга,
(городские) - Сети подвижной в т.ч.
информационные радиотелефонной программно-аппаратный
центры - МИЦ). связи (сети комплекс "Безопасный
мобильной связи). регион";
4.3. СЗИОНТ (система
защиты от угроз природного
и техногенного характера,
информирования и
оповещения населения на
транспорте).


--------------------------------
<*> указаны региональный и муниципальный уровни иерархии ОКСИОН (в соответствии с п. 6.1 Концепции создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, принятой протоколом Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18 июня 2013 года № 4)

7. Механизм реализации и контроля за исполнением Концепции

Исполнение функций по контролю за созданием КСИОН, включающей в себя взаимоувязанные системы информирования и оповещения, возлагается на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по автономному округу (далее - ГУ МЧС России), которое осуществляет свои функции во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти автономного округа.
В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" выполнение работ по созданию, поддержанию в постоянной готовности к применению систем информирования населения возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации (объекты), эксплуатирующие потенциально опасные объекты, вне зависимости от формы их собственности.
Реализация мероприятий по созданию КСИОН осуществляется в рамках:
государственной программы автономного округа "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года № 411-п;
целевых (государственных) программ муниципальных образований автономного округа;
бюджетов организаций (объектов), эксплуатирующих потенциально опасные объекты, расположенные на территории автономного округа, на базе которых создаются локальные системы оповещения и КСЭОН.

8. Возможные риски реализации Концепции

В ходе реализации Концепции возможны следующие риски:
комплексное техническое несопряжение систем и устройств, осуществляющих прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении ЧС, правилах поведения и способах защиты населения;
возможное свертывание государственного радиовещания;
неготовность собственников современных информационных технологий и технических средств к активному участию в выполнении задач по информированию и оповещению населения;
недостаточное финансирование из бюджетов организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, мероприятий по созданию, доработке и модернизации уже установленных и действующих систем информирования и оповещения населения, а также их интеграции в КСИОН на всех уровнях;
недостаточная подготовленность населения к действиям при угрозе возникновения и возникновении ЧС.





Приложение 2
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 6 сентября 2014 года № 324-п

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ПРИ УГРОЗЕ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИЛИ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

№ п/п
Мероприятия
Срок реализации
Ответственные исполнители
1
2
3
4
1.
Разработка проекта распоряжения Правительства автономного округа "О вводе в эксплуатацию ТАСЦО"
до 20 октября 2014 года
ДГЗН
2.
Разработка единого инженерно-технического решения КСИОН
до 31 декабря 2015 года
ДГЗН, исполнитель работ по государственному контракту
3.
Ввод КСИОН в эксплуатацию по элементам:
3.1.
Осуществление мер по модернизации существующей системы оповещения населения:
3.1.1.
Выполнение I этапа работ по модернизации ТАСЦО
до 30 сентября 2014 года
ДГЗН, исполнитель работ по государственному контракту
3.1.2.
Проведение опытной (тестовой) эксплуатации и государственных испытаний ТАСЦО
до 20 октября 2014 года
комиссия по приемке и передаче ТАСЦО
3.1.3.
Выполнение II этапа работ по модернизации ТАСЦО в утвержденных зонах быстроразвивающихся ЧС
до 31 декабря 2015 года
ДГЗН, исполнитель работ по государственному контракту
3.2.
Создание и модернизация муниципальных систем оповещения населения в рамках выполнения II этапа работ по модернизации ТАСЦО
до 31 декабря 2015 года
МО (по согласованию)
3.3.
Создание и развитие (совершенствование) КСЭОН:
3.3.1.
Создание КСЭОН на базе аппаратных комплексов ТАСЦО и действующих локальных систем оповещения на ПОО в утвержденных зонах экстренного оповещения населения
до 31 декабря 2015 года
ДГЗН, исполнитель работ по государственному контракту
3.3.2.
Модернизация локальных систем оповещения на ПОО в утвержденных зонах экстренного оповещения населения для их последующей интеграции в КСЭОН
до 31 декабря 2015 года
организации, эксплуатирующие ПОО (по согласованию)
3.3.3.
Разработка технического проекта по развитию и совершенствованию КСЭОН
до 31 декабря 2014 года
ДГЗН, исполнитель работ по государственному контракту
3.3.4.
Выполнение работ по развитию и совершенствованию КСЭОН в соответствии с техническим проектом
до 31 декабря 2016 года
ДГЗН, исполнитель работ по государственному контракту
3.3.5.
Организация информирования населения о создании КСЭОН с использованием печатных средств массовой информации, интернет-ресурсов, телерадиовещания, видеоинформационных панелей и наружной рекламы
до 31 декабря 2016 года
МО (по согласованию)
4.
Создание и развитие ОКСИОН:
4.1.
Развитие регионального информационного центра
до 30 сентября 2017 года
ДГЗН, ГУ МЧС России (по согласованию)
4.2.
Создание муниципальных информационных центров
до 30 сентября 2017 года
МО (по согласованию),
ГУ МЧС России (по согласованию)
5.
Организация (обеспечение) управления муниципальными (местными) системами оповещения населения с запасных пунктов управления, органов повседневного управления систем ГО и ТП РСЧС
до 31 августа 2015 года
ГУ МЧС России (по согласованию), МО (по согласованию)
6.
Рассмотрение на заседании КЧС и ОПБ результатов реализации Концепции, а также перспективы дальнейшего развития
до 30 сентября 2017 года
ДГЗН,
Департамент информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
ГУ МЧС России (по согласованию)
7.
Информирование населения о реализации Концепции с использованием печатных средств массовой информации, интернет-ресурсов, телерадиовещания
до 30 сентября 2017 года
ДГЗН,
МО (по согласованию)


------------------------------------------------------------------