По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 11.04.2014 N 181-рп "О Трехстороннем соглашении между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, объединением организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2016 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 апреля 2014 г. № 181-рп

О ТРЕХСТОРОННЕМ СОГЛАШЕНИИ
МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, ОБЪЕДИНЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, ОБЪЕДИНЕНИЕМ
ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2014 - 2016 ГОДЫ

В соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2005 года № 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" заключить Трехстороннее соглашение между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, объединением организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2016 годы (прилагается).

Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА





Приложение
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 11 апреля 2014 года № 181-рп

ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, ОБЪЕДИНЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, ОБЪЕДИНЕНИЕМ
ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2014 - 2016 ГОДЫ

г. Ханты-Мансийск "___" ____________ 201__ года

Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа Югры: Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - органы государственной власти), объединения работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Работодатели), объединения организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Профсоюзы), именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили настоящее Трехстороннее соглашение (далее - Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2016 годах и совместные действия по их реализации.
Стороны, действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 октября 2003 года № 53-оз "О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", в числе приоритетных целей Соглашения определяют проведение социально-экономической политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, повышение качества жизни работников и их семей, обеспечение всеобщей доступности и качества базовых социальных услуг.
Стороны намерены развивать свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.
Соглашение распространяется и обязательно к исполнению органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа Югры, организациями, входящими в объединение работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также организациями, не входящими в объединение работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, но присоединившимися к Соглашению, организациями, которые в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению не представили координатору Трехсторонней комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по регулированию социально-трудовых отношений мотивированный письменный отказ о присоединении к Соглашению с протоколом консультаций работодателя с выборным органом профсоюзной организации.
Соглашение рассматривается Сторонами как основа для переговоров по заключению отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности.
Каждая из Сторон в пределах своих полномочий принимает на себя обязательства, закрепленные Соглашением, разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств в порядке и сроки, установленные Регламентом работы Трехсторонней комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия).
Условия, содержащиеся в Соглашении, учитываются при принятии соответствующих нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципальных правовых актов, при рассмотрении и принятии бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, локальных актов организаций.

Обязательства Сторон

В соответствии с основными положениями Соглашения Стороны принимают на себя обязательства в 2014 - 2016 годах по следующим направлениям:

1. В области экономической политики

В области экономической политики Стороны считают, что главной стратегической целью социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является обеспечение повышения качества жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на основе устойчивого роста экономики, обеспечения конкурентоспособности организаций, эффективной занятости и повышения доходов населения.
В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года:
Стороны совместно:
1.1. Обеспечивают долгосрочную макроэкономическую стабильность за счет улучшения инвестиционного и предпринимательского климата, расширения возможностей для развития малого и среднего предпринимательства.
1.2. Реализуют Стратегию социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года.
1.3. Решают задачи, поставленные в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации № 597).
1.4. Создают предпосылки для дальнейшего повышения жизненного уровня населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, снижения численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума за счет ежегодного повышения производительности труда и качества работы, прироста на этой основе реальной заработной платы не менее 3 процентов, реальных располагаемых денежных доходов населения - не менее 1 - 2 процентов.
1.5. Содействуют экономическому росту и повышению конкурентоспособности экономики, в том числе путем:
создания условий и стимулов для модернизации и диверсификации производства товаров и услуг;
создания территориальных кластеров: нефтегазового, лесопромышленного, горнопромышленного, туристско-рекреационного, агропромышленного из числа научных, промышленных организаций и малых предприятий;
внедрения эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций;
продолжения работы по развитию государственно-частного партнерства, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства и профессионального образования;
проведения структурных реформ и содействия модернизации отраслей экономики, в том числе оказывающих социальные услуги;
формирования институциональных условий и предпосылок для устойчивого экономического роста Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
создания режима наибольшего благоприятствования местным товаропроизводителям, субъектам малого предпринимательства, обеспечивающим насыщение рынка отечественными товарами и услугами и являющимися участниками данного Соглашения;
обеспечения темпов устойчивого развития отраслей реального сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
повышения научного и образовательного потенциала.
1.6. В целях обеспечения устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, соблюдения трудового законодательства и защиты экономических интересов работающего населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обеспечивают своевременное взаимное информирование о наличии признаков финансовой неустойчивости, банкротства.
1.7. Осуществляют в соответствии с действующим законодательством контроль за соблюдением трудовых прав работников при проведении процедур банкротства, разработке и реализации мероприятий по финансовому оздоровлению организаций-должников.
1.8. Разрабатывают и осуществляют программы развития региональных рынков труда и трудовых ресурсов, активно используют практику обучения и переобучения персонала на основании договоров с организациями начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, с последующим трудоустройством выпускников по полученной специальности, квалификации.
Органы государственной власти:
1.9. Анализируют и прогнозируют социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного - Югры.
1.10. В инвестиционной политике способствуют улучшению инвестиционного климата, развитию конкуренции и снижению административного давления на бизнес путем внедрения Стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, развитию инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности; координируют действия по развитию и реализации инвестиционной политики.
1.11. Создают условия для развития экономически эффективных производств, расширения внутренних финансовых источников инвестиций, прежде всего, за счет роста доходов и накоплений реального сектора экономики и привлечения сбережений населения, а также создания благоприятных условий для притока прямых иностранных инвестиций.
1.12. Содействуют реализации приоритетных инвестиционных проектов, предусматривающих создание новых видов производств, внедрение прогрессивных технологий и современных видов оборудования.
1.13. Создают благоприятные налоговые условия, стимулирующие инвестиционную, инновационную деятельность хозяйствующих субъектов.
1.14. Содействуют развитию предприятий лесопромышленного и агропромышленного комплекса. Способствуют развитию продовольственного рынка и организации системы заготовок и переработки сельхозпродукции.
1.15. Способствуют развитию и созданию в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре высокотехнологичных, высокодоходных производств.
1.16. Обеспечивают получение профессионального образования и профессиональную подготовку населения в соответствии с потребностями экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
1.17. В пределах предоставленных полномочий в соответствии с законодательством осуществляют государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Осуществляют контроль за соответствием цен, тарифов заработной платы, предусмотренных сметными расчетами начальной (максимальной) цены государственных контрактов по объектам, финансируемых с привлечением средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, установленным (утвержденным) Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
1.18. Совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры создают условия для повышения в экономике и социальной сфере роли малого и среднего предпринимательства путем усиления мер государственной поддержки, развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
1.19. Разрабатывают и контролируют в соответствии с законодательством исполнение регламентов согласований, выдачу разрешений, иной документации для предпринимателей, населения с целью снятия административных барьеров.
1.20. Участвуют и оказывают содействие в организации и проведении выставок, форумов, конференций и семинаров в целях пропаганды и популяризации эффективных и конкурентоспособных отечественных материалов, оборудования и технологий, а также создания благоприятных условий для продвижения продукции производителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на внутренний и внешний рынки.
1.21. В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами, услугами создают благоприятные условия для развития торговли.
1.22. Способствуют снижению инфраструктурных ограничений роста путем опережающего строительства автомобильных дорог и развития широкополосного интернета.
1.23. Создают условия для формирования новых транспортных коридоров путем строительства мостовых переходов.
1.24. Способствуют внедрению в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре энергосберегающего оборудования и технологий, приборов и систем учета энергоресурсов.
1.25. Обеспечивают разработку и реализацию комплекса мер по совершенствованию и развитию дорожной и электрической сети. Создают условия для строительства электросетевых и генерирующих объектов через механизмы частно-государственного партнерства по инвестиционным программам субъектов электроэнергетики.
1.26. Формируют социально ориентированный региональный бюджет и обеспечивают целевое использование бюджетных средств.
1.27. Принимают в соответствии с законодательством меры, направленные на увеличение кредитования реального сектора экономики, исходя из приоритетов экономической политики и принципов денежно-кредитной политики.
1.28. Реализуют государственные программы в целях решения приоритетных межведомственных стратегических и тактических задач социально-экономического, инновационного, инвестиционного, экологического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
1.29. Способствуют реализации основных приоритетных направлений развития муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
1.30. Повышают прозрачность и подотчетность своей деятельности перед обществом.
Работодатели:
1.31. Участвуют в реализации приоритетных направлений развития экономики Ханты-Мансийского автономного округа Югры, стабилизации и развития экономики, приватизации, поддержке малого и среднего предпринимательства, а также государственных программ развития соответствующих отраслей.
1.32. Соблюдают налоговую дисциплину.
1.33. Принимают необходимые меры по улучшению экономического и финансового положения предприятий, обеспечению их стабильной работы, выпуску конкурентоспособной продукции, недопущению банкротства предприятий и роста безработицы.
1.34. При изменении форм собственности, банкротстве, реструктуризации организаций, внедрении государственных программ учитывают их социальные последствия, проводят с участием профсоюзных организаций и с учетом интересов трудовых коллективов соответствующие мероприятия.
1.35. Направляют Сторонам информацию о законах и иных нормативных правовых актах, препятствующих обеспечению устойчивого роста производства, снижающих деловую активность, для формирования предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство.
Профсоюзы:
1.36. Способствуют устойчивой работе организаций, соблюдению трудовой и технологической дисциплины, охране труда, рациональному использованию рабочего времени, повышению производительности труда и качества продукции.
1.37. Обеспечивают участие трудовых коллективов предприятий и организаций в реализации предусмотренных отраслевыми (межотраслевыми), территориальными соглашениями и коллективными договорами мер по подъему экономики, осуществлению диверсификации производства.
1.38. Защищают социально-экономические и трудовые интересы работников.
1.39. Добиваются включения в коллективные договоры на предприятиях одной отрасли равных прав для трудящихся, повышения ответственности работодателей за сохранение и развитие производства, создания условий труда, соответствующих законодательству. Добиваются установления оплаты труда и социальных гарантий не ниже установленных данным Соглашением.

2. В области занятости населения и развития рынка труда

В области занятости населения и развития рынка труда Стороны считают приоритетными следующие направления:
максимальное обеспечение занятости населения, недопущение уровня регистрируемой безработицы выше 0,8 процентов от экономически активного населения;
профессиональная подготовка работников в соответствии с потребностями экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также разработку планов повышения квалификации персонала предприятий и организаций при подготовке отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров;
участие в регулировании трудовой миграции и использовании иностранной рабочей силы с учетом приоритетного права граждан Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест;
создание условий, не допускающих дискриминацию граждан в сфере труда, условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью;
содействие созданию новых рабочих мест, в том числе с особым режимом работы (неполный рабочий день, неполная (сжатая) рабочая неделя, гибкий график работы, свободный режим работы, посменная работа, надомная работа).
В целях реализации вышеуказанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:
Стороны совместно:
2.1. Принимают меры по обеспечению рабочими местами трудоспособное население.
2.2. В случаях угрозы массового высвобождения работников разрабатывают и осуществляют меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда, сохранение существующих и создание новых рабочих мест, поддержку высвобождаемых работников, организацию временных и общественных работ.
2.3. При отсутствии в отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашениях критериев массового увольнения основными критериями массового увольнения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период.
К ним относятся:
а) ликвидация организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников организации в количестве:
30 и более человек - в течение 20 календарных дней;
50 и более человек - в течение 30 календарных дней;
200 и более человек - в течение 60 календарных дней;
500 и более человек - в течение 90 календарных дней;
в) увольнение работников в количестве 1 процента общего числа работающих в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в населенных пунктах, где общая численность занятых составляет менее 5 тыс. человек.
2.4. В зависимости от территориально-отраслевых особенностей развития экономики, рынка труда и уровня безработицы в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры могут устанавливаться иные усиливающие социальную защищенность работников критерии для оценки массового высвобождения, определяемые в территориальных, отраслевых (межотраслевых) соглашениях.
2.5. При банкротстве предприятий содействуют трудоустройству высвобождаемых работников на предприятиях, вновь образуемых на базе имущества предприятий-банкротов.
2.6. Предусматривают при заключении отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений, коллективных договоров мероприятия, направленные на сохранение рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций.
2.7. В целях повышения престижа рабочих профессий и содействия повышению квалификации работников различных отраслей не реже 1 раза в текущем году проводят конкурсы профессионального мастерства. Принимают меры поощрения социально-ответственных работодателей по результатам конкурсов профессионального мастерства и всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности".
2.8. Организуют профориентационную работу, в том числе по формированию у подрастающего поколения мотивации к труду, осознанному планированию и выбору будущей профессиональной деятельности и формы занятости с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей каждого, а также требований профессий и рынка труда.
2.9. Содействуют занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (в приоритетном порядке находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении), инвалидов, выпускников образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, граждан предпенсионного возраста, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей путем резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
2.10. Участвуют в формировании и работе межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников.
2.11. Вносят предложения в межведомственную комиссию по вопросам привлечения и использования иностранных работников о целесообразности заявленных работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.
2.12. Принимают меры к запрещению информации о вакансиях, содержащих ограничения дискриминационного характера (по полу, возрасту, месту жительства и другим дискриминационным признакам установленных законодательством).
Органы государственной власти:
2.13. Обеспечивают информирование населения и Комиссии о положении на рынке труда, возможностях трудоустройства, в том числе для отдельных категорий населения, профессионального обучения, получения государственных услуг в области содействия занятости населения, о перечне наиболее востребованных профессий на региональном рынке труда через средства массовой информации, в том числе на официальных сайтах в сети Интернет.
2.14. Информируют работодателей о порядке подготовки предложений о потребности привлечения иностранных работников.
2.15. Ежегодно проводят мониторинг движения рабочих мест по отраслям и территориям с представлением информации в Комиссию, а также формируют базу данных о потребности предприятий в работниках по профессионально-квалификационному составу.
2.16. Содействуют организации временного трудоустройства: несовершеннолетних граждан в возрасте 14 - 18 лет в свободное от учебы время;
безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, лица предпенсионного возраста, женщины, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей);
безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в возрасте до 25 лет.
2.17. Оказывают содействие в организации оплачиваемых общественных работ.
2.18. Устанавливают объемы и направления подготовки кадров по профессиям и специальностям в учебных заведениях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в зависимости от спроса на рынке труда и контролируют выполнение установленных объемов.
Работодатели:
2.19. Предпринимают меры, направленные на недопущение массового сокращения работников. В случае угрозы массового сокращения численности или штата работников и возможного расторжения трудовых договоров с работниками Работодатели информируют об этом Профсоюзы, органы службы занятости не менее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и разрабатывают меры по уменьшению численности работников, подлежащих увольнению (приостановка найма, перевод на режим неполного рабочего времени и т.д.).
2.20. Ежемесячно предоставляют органам службы занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры информацию о потребности в кадрах, требования к квалификации рабочих и специалистов, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов.
2.21. Оказывают содействие высвобождаемым работникам предприятий в трудоустройстве на рабочих местах, вновь образуемых на базе имущества ликвидируемых предприятий, при условии соответствия квалификации работника и трудовых функций, выполняемых им ранее.
2.22. Создают рабочие места для организации оплачиваемых общественных работ при наличии потребности в этих работах.
2.23. Включают в отраслевые (межотраслевые), территориальные соглашения и коллективные договоры меры по поддержанию занятости, предусматривающие создание новых (дополнительных) рабочих мест (специальных рабочих мест), по организации условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов и женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, опережающего профессионального обучения высвобождаемых работников в целях повышения их трудовой мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.
2.24. Предоставляют высвобождаемым работникам возможность переобучения новым профессиям, а также время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора в порядке, определенном в коллективном договоре.
2.25. Предоставляют возможность обучающимся образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования прохождения производственной практики, а выпускникам данных организаций - стажировки.
2.26. Обеспечивают приоритетное предоставление рабочих мест выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, постоянно проживающим на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и гарантируют начальную заработную плату на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
2.27. Участвуют в реализации государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
2.28. В составе объединения работодателей участвуют в мониторинге и прогнозировании потребности экономики в квалифицированных кадрах; профессиональных образовательных программ на основе федеральных государственных образовательных стандартов; в формировании перечней направлений подготовки; в проведении итоговой государственной аттестации и государственной аккредитации образовательных организаций профессионального образования.
2.29. Предусматривают в коллективных договорах или локальных нормативных актах организации гибкие формы занятости для инвалидов и женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе с особым режимом работы (неполный рабочий день, неполная (сжатая) рабочая неделя, гибкий график работы, свободный режим работы, посменная работа, надомная работа).
2.30. Оказывают содействие исполнительным органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в проведении социологических исследований на предприятиях в сфере труда и занятости.
2.31. Создают специальные рабочие места для инвалидов согласно действующему законодательству.
2.32. Участвуют в развитии форм вовлечения молодежи в трудовую деятельность.
2.33. При возникновении потребности в специалистах ежегодно направляют заявки в уполномоченный орган по оказанию государственных услуг в области образования и науки для включения в государственный заказ на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов на основе предварительной работы с учащимися школ, включая и незанятую молодежь в возрасте до 30 лет, также направляют наиболее перспективных работников на дополнительное профессиональное обучение.
2.34. При наличии потребности и производственно-финансовых возможностей, по договорам с профессиональными образовательными и научными организациями организуют научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу в целях разработки и внедрения инновационной продукции.
2.35. Содействуют трудоустройству инвалидов, детей-сирот - выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования при наличии рабочих мест на производстве, удовлетворяющих такому трудоустройству.
2.36. Участвуют в организации временных рабочих мест для учащихся образовательных организаций профессионального образования в период летних каникул и в свободное от учебы время.
Профсоюзы:
2.37. Принимают участие в работе координационных комитетов содействия занятости через своих представителей.
2.38. Через отраслевые (межотраслевые), территориальные соглашения и коллективные договоры добиваются:
сохранения рабочих мест;
создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе предполагаемых к высвобождению;
заключения работодателями с работниками договоров о повышении квалификации, переобучении и профессиональном обучении без отрыва от производства в пределах установленной продолжительности рабочего времени;
создания дополнительных рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
выработки системы мер по материальной поддержке работников, высвобождаемых с предприятий;
создания условий для эффективной занятости инвалидов, включая помощь в адаптации инвалидов на рабочем месте и поддержку в процессе выполнения трудовых функций;
включения норм, обеспечивающих право женщинам на специальную профессиональную переподготовку в конце отпуска по уходу за ребенком;
освобождения женщин от прохождения аттестации в течение одного года после выхода из отпуска по уходу за ребенком;
обеспечения женщинам, воспитывающим несовершеннолетних детей, особого режима работы, в том числе неполного рабочего дня, гибкого графика работы, свободного режима работы, посменной работы, надомной работы, "сжатой рабочей недели", при которой недельное рабочее время отрабатывается в течение четырех или трех рабочих дней, а работники получают длительный период недельного отдыха (три и более дня).
2.39. Участвуют в осуществлении контроля за соблюдением законодательства в области труда, предоставляют бесплатную консультационную правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюза по вопросам защиты трудовых прав, занятости, охраны труда, трудового законодательства.
2.40. Участвуют в реализации мероприятий, направленных на повышение производительности труда.
2.41. Участвуют в организации профориентационной работы среди молодежи, в том числе в учебных заведениях, с целью ориентирования молодежи на получение профессий, имеющих спрос на рынке труда, знакомства с особенностями производства предприятий, учитывая способности и состояние здоровья человека.

3. В области оплаты труда

В области оплаты труда и ее тарифного регулирования Стороны считают приоритетными следующие направления:
повышение жизненного уровня населения, проживающего на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
снижение численности работающих граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения;
установление размера минимальной заработной платы не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
повышение уровня оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы и приближение ее размера к среднему окружному уровню, развитие механизмов перехода на эффективный контракт;
обеспечение работникам равной оплаты за труд равной ценности;
повышение эффективности государственного и общественного контроля за соблюдением в организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры законодательства о труде.
Для реализации указанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:
Стороны совместно:
3.1. Анализируют экономическую ситуацию и принимают меры по повышению заработной платы.
3.2. Обеспечивают контроль за установлением заработной платы не ниже минимального размера заработной платы (оплаты труда) и сроком ее выплаты.
3.3. Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах экономики, размер фонда оплаты труда формируется в соответствии с прогнозным индексом потребительских цен и фактического объема оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования.
3.4. Принимают меры по ликвидации задолженности по заработной плате, стипендиям, пособиям.
3.5. С учетом повышения уровня потребительских цен, согласно информации органа государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, индексируют заработную плату в порядке, установленном отраслевыми (межотраслевыми), территориальными соглашениями и коллективными договорами.
3.6. Рассматривают вопросы и принимают меры, направленные на снижение необоснованной дифференциации в заработной плате работников.
Органы государственной власти:
3.7. Реализуют меры по повышению средней заработной платы работников бюджетной сферы, в том числе обеспечивают исполнение Указа Президента Российской Федерации № 597 в части поэтапного достижения установленного значения соотношения средней заработной платы работников государственных организаций к средней заработной плате по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
3.8. Ежеквартально информируют население Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через средства массовой информации о величине прожиточного минимума.
3.9. Проводят консультации с Работодателями, Профсоюзами по реализации политики в сфере оплаты труда.
3.10. Ежеквартально размещают информацию о заработной плате отдельных категорий работников социальной сферы и науки в соответствии с федеральным статистическим наблюдением.
3.11. Проводят работу по совершенствованию оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий, учитывая размеры оплаты труда в зависимости от эффективности работы организаций.
3.12. Создают условия для оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг.
3.13. В трудовых договорах с руководителями государственных организаций предусматривают ответственность за своевременность выплаты заработной платы работникам.
3.14. Проводят не реже одного раза в полугодие анализ фактически складывающегося уровня оплаты труда по отраслям. Регулярно размещают результаты анализа заработной платы на едином официальном сайте государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Работодатели:
3.15. Своевременно выплачивают заработную плату, а в случае ее задержки по вине работодателя индексируют задержанные выплаты в размере не менее одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
3.16. Разрабатывают с учетом мнения профсоюзных организаций и закрепляют в коллективных договорах формы и системы оплаты труда работников, условия, порядок премирования и другие поощрительные выплаты.
3.17. Предусматривают в коллективных договорах, положениях об оплате труда сохранение среднего месячного заработка за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при наличии формальных условий: обращения в месячный срок после увольнения работника в орган службы занятости населения и его нетрудоустройства.
3.18. Применяют механизмы поощрения работников, добившихся наивысших достижений в профессиональной деятельности.
Профсоюзы:
3.19. Принимают меры через систему коллективных договоров и отраслевых (межотраслевых) соглашений, обеспечивающие повышение уровня оплаты труда, справедливые соотношения оплаты труда различных квалификационных групп работников, включая руководителей.
3.20. Способствуют росту уровня доходов населения, вносят предложения в исполнительные органы государственной власти, работодателям по увеличению доходов, добиваются реализации предложений через коллективные договоры и отраслевые (межотраслевые) соглашения.
3.21. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями и органами государственной власти при определении начальной (максимальной) цены государственных контрактов по объектам, финансируемых с привлечением средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере оплаты труда.

4. В области социальной обеспеченности населения

В области социальной обеспеченности населения Стороны считают приоритетными следующие направления:
оказание адресной социальной помощи малообеспеченным категориям граждан со стороны органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
доведение обеспеченности населения жильем, объектами социально-культурной сферы до уровня не ниже среднего, сложившегося в целом по Российской Федерации;
развитие форм добровольного страхования работников, способствующих их социальной защищенности, повышению их мотивации к труду, усилению мер доверия к работодателю.
В целях реализации вышеуказанных направлений стороны принимают на себя следующие обязательства:
Стороны совместно:
4.1. Разрабатывают нормативные правовые акты, направленные на реализацию федерального законодательства о минимальных социальных стандартах, стандартах в области образования, здравоохранения, окружных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и вносят на рассмотрение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
4.2. Готовят предложения по совершенствованию законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предоставлению мер социальной поддержки ветеранов труда.
4.3. Ежегодно на заседании Комиссии рассматривают ход реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства и государственных программ жилищного строительства. Принимают меры к увеличению объемов жилищного строительства.
4.4. Обеспечивают ежегодный ввод жилья в объемах, предусмотренных государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах".
4.5. Осуществляют мониторинг уровня тарифов на коммунальные услуги, тепловую и электрическую энергию, услуги связи, общественного транспорта и принимают меры по недопущению снижения реальных доходов населения.
4.6. Осуществляют меры по развитию объектов оздоровления населения, детей и подростков. Обеспечивают подготовку и функционирование оздоровительных лагерей всех типов для организации труда и отдыха детей, подростков и студенческой молодежи.
4.7. Принимают меры по реализации государственных программ об отдыхе, оздоровлении и занятости детей, подростков и молодежи, контролируют их выполнение.
4.8. Разрабатывают и реализуют государственные программы, предусматривающие предоставление мер государственной поддержки молодым семьям для приобретения жилья, а также обеспечение местами в детских дошкольных учреждениях и осуществляют контроль за ходом выполнения.
4.9. Способствуют созданию трудоспособному населению экономических условий, позволяющих за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни.
4.10. Обеспечивают участие своих представителей в координационном совете Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
4.11. При наличии финансовых возможностей предусматривают в коллективных договорах следующие выплаты работникам:
оплату проезда на похороны близких родственников (муж, жена, родители, дети), полнородных и неполнородных братьев и сестер;
оказание работнику материальной помощи в случае смерти близких родственников (муж, жена, родители, дети);
оказание материальной помощи близким родственникам (муж, жена, родители, дети) в случае смерти работника;
выплату работающим юбилярам, которым исполняется 50 и 55 лет, а также в последующем каждые пять лет, проработавшим в организации не менее 10 лет;
единовременную выплату работникам, отработавшим в организации не менее 15 лет и увольняющимся из организации в связи с выходом на пенсию;
выплату неработающим юбилярам (55, 60 и каждые последующие пять лет), отработавшим в организации не менее 15 лет и уволившимся из организации в связи с выходом на пенсию.
4.12. Для государственных учреждений (организаций), находящихся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выплаты, указанные в пункте 4.11, устанавливаются в коллективных договорах в пределах обоснованной экономии за счет средств, полученных ими от деятельности, предусмотренной уставами.
Органы государственной власти:
4.13. Обеспечивают адресную социальную поддержку малообеспеченных слоев населения в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
4.14. Обеспечивают реализацию государственных программ жилищного строительства путем предоставления субсидий, займов и компенсаций процентных ставок по ипотечным кредитам для приобретения или строительства жилья отдельным категориям населения.
4.15. Содействуют доступности ипотечного кредитования населению.
4.16. Способствуют повышению эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения. Решают вопросы по повышению качества услуг организаций коммунального комплекса, снижению расходов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Обобщают и распространяют опыт работы лучших организаций, организуют проведение конкурсов на звания "Самый благоустроенный город, поселок, село", "Лучшая организация, предприятие по эффективности работы в новых экономических условиях".
4.17. Сохраняют на уровне не ниже достигнутого количество бесплатных и льготных путевок в загородные детские оздоровительные учреждения для детей из социально незащищенных категорий семей (многодетных, неполных семей, одиноких матерей, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
4.18. Обеспечивают сохранение существующего уровня прав и гарантий в сфере предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством.
Работодатели:
4.19. Обеспечивают своим работникам права и социальные гарантии, установленные законодательством в области труда, а также обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование, в том числе и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.20. Обеспечивают сохранность, хозяйственное содержание, коммунальное обслуживание и использование по назначению детских оздоровительных лагерей, дошкольных учреждений, объектов культуры и спорта, жилищного фонда, находящихся на балансе предприятий и организаций.
4.21. Отчисляют профсоюзам денежные средства в объеме, определенном коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу, в размере не ниже 0,15 процентов от фонда оплаты труда.
4.22. Оплачивают Объединениям работодателей, действующим на основании Федерального закона "Об объединениях работодателей" для решения уставных задач и организации работы по выполнению трехсторонних соглашений ежегодные взносы.
4.23. Рассматривают в коллективных договорах и соглашениях, исходя из финансовых возможностей организаций, решение вопросов по улучшению жилищных условий работников (продажа жилья с оплатой в рассрочку, компенсация процентных ставок по ипотечным кредитам, предоставление ссуд, займов на льготных условиях и т.д.).
4.24. Способствуют созданию молодежных организаций (советы молодых специалистов, молодежные комиссии профсоюзных организаций и т.д.) в организациях всех форм собственности.
4.25. С целью привлечения и закрепления молодежи в организациях, исходя из финансовых возможностей, предусматривают в коллективных договорах и отраслевых (межотраслевых) соглашениях для работающей молодежи:
улучшение социально-бытовых, жилищных условий; организацию досуга; поддержку молодых семей;
предоставление ссуд и кредитов на неотложные нужды, приобретение и строительство жилья, мебели и т.д.;
предоставление молодым специалистам единовременной выплаты в размере не менее одного месячного фонда оплаты труда, приступившим к работе по специальности не позднее 1 года работы после окончания обучения в организациях высшего или средне-специального профессионального образования.
4.26. Вносят предложения в адрес органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа Югры о содействии и развитии организаций, использующих труд инвалидов, малообеспеченных категорий населения.
4.27. Предусматривают в соответствии с законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры финансирование оплаты проезда один раз в два года к месту проведения отпуска и обратно работникам и неработающим членам их семей, а также оплаты стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов на работника.
4.28. Устанавливают в договорах дополнительного медицинского страхования, коллективных договорах, иных локальных нормативных актах организации размер, условия и порядок компенсаций расходов:
на оплату санаторно-курортного лечения;
на оплату стоматологических услуг;
на оказание дополнительной материальной помощи при рождении ребенка;
на выплату дополнительных ежемесячных пособий матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
на оплату путевок в детские оздоровительные лагеря.
4.29. Устанавливают по согласованию с профсоюзной организацией в коллективных договорах или локальных нормативных актах организации размер, условия и порядок страхования имущественных интересов работников, связанных с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением, с учетом финансовых возможностей.
4.30. Работникам, заключившим трудовые договоры с организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:
единовременное пособие в размере двух должностных окладов (месячных тарифных ставок) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины должностного оклада (половины месячной тарифной ставки) работника;
оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом, а в случае отсутствия железнодорожного транспорта - не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок речным, автомобильным транспортом;
оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.
Профсоюзы:
4.31. Согласовывают стандарты и объемы финансовой поддержки работников организаций при строительстве (приобретении) жилья и ипотечном жилищном кредитовании.
4.32. Участвуют в экспертизе проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы социальной защищенности населения.
4.33. Принимают участие в организации и финансировании на долевых началах культурно-спортивных мероприятий, проводимых в городах и районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
4.34. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов по вопросам социальной защиты, трудовым спорам.

5. В области пенсионного обеспечения

5.1. В области государственного пенсионного обеспечения населения стороны считают приоритетными следующие направления:
способствование соблюдению на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры федерального законодательства о государственном пенсионном страховании;
создание условий использования гражданами права на назначение трудовых пенсий согласно результатам труда каждого застрахованного лица;
проведение информационно-разъяснительной работы среди населения о совершенствовании пенсионного законодательства.
В целях реализации вышеуказанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:
Стороны совместно:
5.1.1. Способствуют соблюдению на территории округа Федеральных законов "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
5.1.2. Принимают меры к работодателям, не осуществляющим (осуществляющим не в полном объеме) уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в соответствии с действующим законодательством.
5.1.3. Принимают меры к работодателям, не представившим сведения, необходимые для осуществления государственного пенсионного обеспечения работников, в соответствии с действующим законодательством.
5.1.4. Обеспечивают работникам условия реализации права, установленного федеральным законодательством в области пенсионного обеспечения.
5.1.5. Осуществляют контроль ведения трудовых книжек в соответствии с инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 69.
5.1.6. Контролируют своевременное предоставление перечней рабочих мест, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, и поименных списков к ним с использованием системы электронного документооборота.
5.1.7. Организуют размещение информационных материалов для работников предприятий (организаций) по вопросам пенсионного обеспечения в части проведения заблаговременной подготовки документов, необходимых для назначения пенсионного обеспечения, на лиц, уходящих на пенсию.
5.1.8. Оказывают практическое и методическое содействие в заключении соглашений между страхователями и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам проведения заблаговременной подготовки документов на лиц, уходящих на пенсию.
5.1.9. В рамках заключенных соглашений между страхователями и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации работодатели представляют пакет документов, в том числе и в электронной форме, необходимых для проведения заблаговременной подготовки макета пенсионного дела.
5.1.10. Работодатели совместно с территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации организуют работу по предоставлению дополнительных данных о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на назначение трудовой пенсии по старости.
Органы государственной власти:
5.1.11. Размещают материалы разъяснительного характера для населения о пенсионной системе, совершенствовании пенсионного законодательства, дополнительном государственном пенсионном страховании и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений в окружной газете "Новости Югры", телерадиокомпаниях "Югория", "Югра", на Интернет-ресурсах.
Работодатели:
5.1.12. Обеспечивают своим работникам условия на реализацию права, установленного федеральным законодательством в области пенсионного обеспечения.
5.1.13. Своевременно и в полном объеме уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также, по индивидуальным заявлениям застрахованных лиц (работников), исчисляют, удерживают и перечисляют дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, за счет средств застрахованного лица.
5.1.14. Своевременно представляют в территориальные органы Пенсионного фонда России все необходимые документы в соответствии с положениями Федеральных законов "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
5.1.15. Обеспечивают своевременную и полную сдачу в архив персональных данных, необходимых для назначения трудовых пенсий и социальных пособий работников.
5.1.16. Предусматривают в коллективных договорах, отраслевых (межотраслевых) соглашениях, локальных нормативных актах организации уплату взносов работодателя в пользу работников, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.
5.1.17. Осуществляют размещение материалов разъяснительного характера для работников о пенсионной системе, совершенствовании пенсионного законодательства, дополнительном государственном пенсионном страховании и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений в средствах массовых коммуникаций, в том числе корпоративных.
5.1.18. Своевременно представляют в Пенсионный фонд РФ перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсионное обеспечение за выслугу лет, а также предоставляют индивидуальные сведения о стаже и заработке для назначения на их основе государственных пенсий.
Профсоюзы:
5.1.19. Осуществляют контроль за своевременной подготовкой работодателями необходимых документов для назначения трудовых пенсий в соответствии с федеральным законодательством.
5.1.20. В целях гарантии пенсионного обеспечения при ликвидации предприятия осуществляют контроль за представлением в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре индивидуальных сведений на уволенных работников.
5.1.21. Принимают участие в проведении специальной оценки условий труда, осуществляют контроль за правильностью установления в локальных нормативных актах, трудовых книжках и других документах наименований профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсий.
5.1.22. Содействуют застрахованным лицам при их обращении в судебные органы в связи с нарушением их пенсионных прав страхователями.
5.1.23. Организуют обучение профсоюзного актива, работодателей действующему пенсионному законодательству и практике его применения, в том числе через средства массовой информации профсоюзных организаций.
5.1.24. Осуществляют размещение материалов разъяснительного характера о пенсионной системе, совершенствовании пенсионного законодательства, дополнительном государственном пенсионном страховании и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений в средствах массовых коммуникаций, в том числе профсоюзных.
5.1.25. Принимают участие в подготовке перечней рабочих мест, наименований и должностей работников, которым установлена пенсия в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (по спискам № 1, 2), контролируют достоверность предоставления данных перечней в Пенсионный фонд Российской Федерации.
5.2. В области дополнительного пенсионного обеспечения:
Стороны совместно:
5.2.1. Организуют информационно-разъяснительные компании и акции по информированию населения о совершенствовании пенсионного законодательства, возможностях негосударственного пенсионного обеспечения. Привлекают в установленном порядке к этой работе средства массовой информации.
5.2.2. Оказывают содействие в проведении информационно-разъяснительной работы в коллективах специалистам подразделений Пенсионного фонда Российской Федерации и негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний.
5.2.3. Принимают меры к обеспечению работников негосударственным пенсионным страхованием.
Органы государственной власти:
5.2.4. Организуют поддержание нормативной правовой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере дополнительного пенсионного обеспечения в актуальном состоянии.
5.2.5. Осуществляют дополнительное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2011 года № 64-оз "О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан" путем организации финансирования дополнительного пенсионного обеспечения в пределах средств, предусмотренных в бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
5.2.6. Обеспечивают государственное стимулирование развития дополнительного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан в рамках Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2011 года № 63-оз "О государственном стимулировании развития дополнительного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" путем выделения средств для выплаты гражданам доплаты из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение переходного периода до 2020 года.
5.2.7. Участвуют в популяризации Пенсионного стандарта Югры и дополнительных механизмов пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан.
Работодатели:
5.2.8. Формируют и развивают институт корпоративных пенсий путем заключения договоров негосударственного пенсионного обеспечения в пользу своих работников с негосударственными пенсионными фондами в соответствии с Пенсионным стандартом Югры.
5.2.9. Перечисляют своевременно и в полном объеме страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и иные негосударственные пенсионные фонды.
5.2.10. Организуют и проводят совместные встречи с руководителями корпоративных профсоюзов, специалистами Пенсионного фонда Российской Федерации, соответствующих исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний.
Профсоюзы:
5.2.11. Участвуют в рассмотрении проектов решений об индексации дополнительных пенсий, изменений норм и условий их назначения.
5.2.12. Оказывают практическое и методическое содействие заключению отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с включением в них разделов о дополнительном пенсионном обеспечении.
5.2.13. Способствуют формированию и развитию института корпоративных пенсий путем проведения информационно-разъяснительных мероприятий среди работников организаций Ханты-Мансийского автономного округа Югры о возможностях дополнительного пенсионного обеспечения, в том числе о правах работников, предоставленных им Пенсионным стандартом Югры.

6. В области охраны труда

В области охраны труда Стороны определили приоритетными следующие направления:
обеспечение сохранения жизни и здоровья работников;
профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
соблюдение в организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры федерального законодательства и законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об охране труда с использованием собственных средств на создание безопасных условий труда;
обучение руководителей, специалистов и рабочих организаций по вопросам охраны труда;
проведение специальной оценки условий труда;
выполнение мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда на рабочих местах с вредными и опасными производственными факторами;
разработка и принятие мер по формированию системы управления охраной труда, промышленной безопасности, соответствующих современным экономическим и трудовым отношениям, переходу к экономическому механизму, побуждающему работодателей создавать и обеспечивать безопасные условия и охрану труда.
Для реализации данных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:
Стороны совместно:
6.1. Участвуют в разработке и реализации государственных программ по улучшению условий и охраны труда. Обеспечивают выполнение законодательства об охране труда.
6.2. Участвуют в организации проведения специальной оценки условий труда.
6.3. Участвуют в организации смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда и регулировании социально-трудовых отношений, обобщают и внедряют положительный опыт работы в сфере охраны труда.
6.4. Участвуют в организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
6.5. Организовывают проведение семинаров, конкурсов, конференций, выставок и иных мероприятий по вопросам охраны труда.
Органы государственной власти:
6.6. Ежегодно проводят анализ и оценку состояния условий и охраны труда в организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, разрабатывают меры по их улучшению, направляют информацию о состоянии условий и охраны труда Работодателям и Профсоюзам.
6.7. Разрабатывают и обеспечивают реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
6.8. Участвуют в расследовании групповых, тяжелых несчастных случаев на производстве и случаев со смертельным исходом.
6.9. Организуют обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
6.10. Организуют проведение государственной экспертизы условий труда.
Работодатели:
6.11. Обеспечивают выполнение Трудового кодекса Российской Федерации, Закона автономного округа "Об охране труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" и других нормативных правовых актов по охране труда.
6.12. Проводят специальную оценку условий труда. Организуют направление материалов специальной оценки на государственную экспертизу условий труда. Предусматривают, в пределах имеющихся средств, в коллективных договорах по результатам специальной оценки дополнительные, по сравнению с законодательством, льготы и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на улучшение условий и охраны труда работников, занятых на рабочих местах с наличием вредных и опасных производственных факторов.
6.13. Ежегодно проводят медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в счет уплаты страхования взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
6.14. В целях выделения дополнительных средств для реализации мероприятий, направленных на предупреждение и сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний на предприятиях, работодатели своевременно представляют заявки региональному отделению Фонда социального страхования об установлении скидок к страховым тарифам.
6.15. Ежегодно в срок до 1 июня обращаются в исполнительные органы Фонда социального страхования по месту регистрации с заявлением о финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными (или) опасными производственными факторами.
6.16. Обеспечивают проведение медицинских осмотров работников, работающих вахтовым методом в организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в медицинских учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
6.17. Обеспечивают условия осуществления государственного и общественного контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по труду и охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами профсоюзных комитетов, членами комиссий по охране труда, в том числе представляют соответствующую информацию и документы.
6.18. Рассматривают возможность страхования жизни и добровольного страхования от несчастных случаев и болезней на производстве работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
6.19. Проводят обучение вновь избранных уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда по утвержденным программам. За период обучения за уполномоченными (доверенными) лицами профсоюза сохраняется средняя заработная плата.
6.20. Предусматривают в коллективных договорах предоставление оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных комитетов и членам комиссий по охране труда для осуществления контроля за состоянием охраны и условиями труда.
6.21. Обеспечивают за счет организаций проведение первичных, при поступлении на работу, и периодических медицинских обследований, направленных на профилактику профессиональных заболеваний.
6.22. Финансируют мероприятия по улучшению условий и охраны труда (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
6.23. Принимают предупредительные меры по недопущению производственного травматизма.
6.24. Обеспечивают в установленном порядке работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими веществами, а также санитарно-бытовыми помещениями, помещениями для приема пищи.
6.25. Применяют ГОСТ 12.03.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Общие требования" (ILO-OSH 2001. ITD) в организации работы по охране труда.
6.26. В коллективных договорах предусматривают механизмы и формы получения работниками объективной информации о состоянии условий труда на их рабочих местах.
Профсоюзы:
6.27. Осуществляют общественный контроль за состоянием охраны труда в организациях.
6.28. Добиваются включения в коллективные договоры, отраслевые (межотраслевые), территориальные соглашения мероприятий по улучшению условий труда работающих, дополнительных, по сравнению с законодательством, льгот и компенсаций работающим в неблагоприятных условиях.
6.29. Защищают законные интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей.
6.30. Избирают на каждом предприятии уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза по охране труда. Организуют совместно с работодателями обучение уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов по охране труда.
6.31. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

7. В области развития социального партнерства
и взаимодействия участников Соглашения

В области развития социального партнерства и координации действий Стороны определили приоритетными следующие направления:
регулирование социально-трудовых отношений на основе широкого участия работодателей в деятельности окружного регионального объединения работодателей, отраслевых и территориальных объединений работодателей, заключения и выполнения коллективных договоров, отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений;
содействие развитию социального партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в этой области;
развитие информационного и организационно-методического обеспечения системы социального партнерства.
Для обеспечения вышеуказанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:
Стороны совместно:
7.1. Развивают социальное партнерство на региональном, отраслевом и территориальном уровнях, содействуют заключению коллективных договоров, а также региональных, отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений и осуществляют контроль за их выполнением в пределах собственных полномочий.
7.2. Содействуют вступлению работодателей в объединение работодателей и формированию отраслевых, территориальных полномочных объединений работодателей и профсоюзов, в пределах собственных полномочий.
7.3. Содействуют принятию нормативных правовых актов, способствующих развитию социального партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
7.4. При необходимости информируют друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по проблемам, включенным в Соглашение, другим социально-экономическим вопросам. Информируют на договорных условиях через орган печати Комиссии - газету "Социальное партнерство Югры" население о мероприятиях, проводимых в рамках Соглашения, а также об их исполнении.
7.5. Проводят консультации по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики, а также предварительное обсуждение проектов законов и иных нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области социально-трудовых отношений, государственных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы и социального обеспечения.
7.6. Участвуют в консультациях с представителями работодателей и выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющего работников данного работодателя, отказавшихся присоединиться к соглашению о минимальной заработной плате в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
7.7. Обеспечивают представителям Сторон возможность принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не включенным в Соглашение, но представляющим взаимный интерес.
7.8. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров в организациях.
7.9. Создают постоянно действующий трудовой арбитраж Комиссии для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров в соответствии с федеральным законодательством.
7.10. Обеспечивают реализацию Соглашения путем разработки и реализации собственных планов мероприятий, разработка которых осуществляется в течение 3 месяцев после его заключения. Каждая Сторона направляет свой утвержденный план мероприятий другим Сторонам. По согласованию Сторон Комиссии может быть сформирован и утвержден Комиссией совместный план мероприятий по реализации Соглашения.
7.11. Осуществляют взаимодействие с территориальными трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений.
7.12. При подготовке проектов законов и других правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по вопросам, включенным в Соглашение, учитывать позиции социальных партнеров.
7.13. Размещают на официальных сайтах Сторон материалы о практике социального партнерства.
7.14. Разрабатывают комплекс мер по патриотическому воспитанию граждан в трудовых коллективах.
Органы государственной власти:
7.15. Обеспечивают участие представителей профсоюзов и работодателей (по согласованию) в работе формируемых органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постоянно действующих комиссий и советов, связанных:
с реализацией социально-экономических интересов населения;
с общественной оценкой деятельности государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и кадровыми технологиями.
7.16. В период действия Соглашения не допускают принятия нормативных правовых актов, ухудшающих социально-экономическое положение работников, работодателей, без обсуждения их проектов с Работодателями и Профсоюзами.
7.17. При подготовке проектов законов и других правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по вопросам, включенным в Соглашение, обеспечивают взаимодействие с социальными партнерами.
7.18. В соответствии со статьей 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации регулярно направляют на рассмотрение Сторонам Комиссии проекты законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере труда, программ социально-экономического развития. Решения, предложения Сторон Комиссии в обязательном порядке обсуждаются исполнительным органом государственной власти, направившим указанные проекты.
7.19. В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" регулируют социально-трудовые отношения через участие в объединениях работодателей в рамках настоящего Соглашения и на основе принципов социального партнерства.
7.20. Оплачивают ежегодные членские взносы в объединения работодателей, членами которых они являются, в соответствии с положением об уплате членских взносов.
Работодатели:
7.21. Создают условия для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации в организациях независимо от форм собственности, соблюдают их права и гарантии деятельности.
7.22. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, ежемесячно и безвозмездно, одновременно с выплатой заработной платы, перечисляют на счет соответствующей профсоюзной организации членские взносы из заработной платы этих работников.
7.23. Поддерживают инициативу профсоюзов о заключении коллективных договоров и отраслевых (межотраслевых) соглашений. Заключают коллективные договоры и отраслевые (межотраслевые) соглашения не позднее чем через 3 месяца после начала ведения переговоров в установленном порядке.
7.24. Представляют отраслевые (межотраслевые) соглашения и коллективные договоры в соответствующие органы по труду для уведомительной регистрации.
7.25. Учитывают мнение соответствующего выборного профсоюзного органа первичной организации профсоюза при разработке локальных нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые интересы.
7.26. При установлении и пересмотре норм трудовых затрат в организациях и предприятиях на основе технико-экономических обоснований учитывают мнение соответствующего выборного профсоюзного органа первичной организации профсоюза, с обязательным извещением работников, которых касаются изменения, не позднее чем за 2 месяца до их введения.
7.27. Обеспечивают реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию граждан в трудовых коллективах.
7.28. Обеспечивают участие работников в управлении производством. Формы и методы управления определяются по договоренности работодателя и представительного органа работников.
7.29. Осуществляют внедрение новой техники (технологий) и реализуют мероприятия по повышению производительности труда с учетом мнения представительного органа работников.
Профсоюзы:
7.30. Инициируют разработку и заключение коллективных договоров, территориальных и отраслевых (межотраслевых) соглашений.
7.31. Содействуют подготовке и проведению колдоговорных кампаний, организуют членов профсоюзов на выполнение коллективных договоров.
7.32. Организуют обучение профсоюзного актива, руководителей профсоюзных организаций по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и отраслевых (межотраслевых) соглашений, оказывают практическую и консультативную помощь членам профсоюзов в защите социально-трудовых прав и гарантий.
7.33. Инициируют и содействуют созданию в организациях комиссий по трудовым спорам.
7.34. Обязуются не выступать организаторами акций протестов в случае выполнения органами государственной власти и работодателями обязательств, предусмотренных Соглашением, а также отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.
7.35. Осуществляют работу по созданию первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, особенно в малом бизнесе.
7.36. Принимают участие в реализации мероприятий по патриотическому воспитанию граждан в трудовых коллективах, вносят предложения работодателям по совершенствованию данной работы.
7.37. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить первичную профсоюзную организацию представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях перечисления ежемесячно на счет профсоюзной организации денежных средств в размере 1% от заработной платы, на основании письменного заявления работника.

8. Контроль за выполнением Соглашения
и ответственность Сторон

8.1. Стороны признают Соглашение правовым актом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, принимают на себя обязательство соблюдать его условия и нести предусмотренную законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Соглашением ответственность за нарушение или невыполнение его положений.
8.2. За систематическое нарушение законодательства Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа Югры, неисполнение настоящего Соглашения, коллективных договоров со стороны Работодателей органы государственной власти, Профсоюзы вносят в соответствующие инстанции предложения о принятии в соответствии с действующим законодательством мер к этим работодателям.
8.3. За неисполнение настоящего Соглашения, коллективных договоров со стороны Профсоюзов органы государственной власти, Работодатели вносят в соответствующие вышестоящие органы предложения о принятии в соответствии с действующим законодательством мер к руководству этих профсоюзов, включая предложения об их переизбрании.
8.4. За систематическое нарушение законодательства Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа Югры Соглашения со стороны должностных лиц органов государственной власти автономного округа Работодатели, Профсоюзы вносят в органы государственной власти предложения о принятии в соответствии с действующим законодательством мер к этим должностным лицам, включая предложения о расторжении служебных контрактов (трудовых договоров) с ними.
8.5. Контроль за реализацией положений Соглашения осуществляет Комиссия. Между заседаниями Комиссии текущие вопросы выполнения Соглашения рассматриваются в рабочем порядке.
8.6. Стороны информируют население Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о ходе реализации Соглашения, а также о принимаемых Комиссией решениях.
8.7. Стороны договорились, что в период действия Соглашения возникающие разногласия рассматриваются Комиссией.
8.8. Соглашение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре вступает в силу с момента опубликования и действует до 31 декабря 2016 года. В случае отсутствия заключенного Соглашения на следующий период Соглашение действует до заключения нового Соглашения.
8.9. Ни одна из Сторон, заключивших Соглашение, не вправе в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
8.10. Стороны предлагают органам государственной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, отраслевым, территориальным объединениям работодателей и профсоюзов после подписания Соглашения разработать и подписать на его основе отраслевые (межотраслевые) и территориальные соглашения, а также внести соответствующие изменения и дополнения в ранее заключенные Соглашения, учитывающие специфику отрасли (отраслей) и муниципального образования.
8.11. В семидневный срок после подписания Соглашения Правительство автономного округа обеспечивает его публикацию в газете "Новости Югры".

9. Заключительные положения

9.1. Стороны договорились, что каждая из Сторон имеет право выступить с инициативой о внесении изменений и дополнений в Соглашение не чаще одного раза в год.
9.2. Стороны пришли к согласию о прекращении действия Трехстороннего соглашения между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, объединением организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы от 22 декабря 2010 года с момента подписания Соглашения.
9.3. В случае если одна из Сторон выступит с инициативой о внесении изменений и дополнений в Соглашение, другие две Стороны обязаны рассмотреть это предложение в установленном порядке на заседании Комиссии, созываемой в течение одного месяца после получения предлагаемых изменений и дополнений.
9.4. Соглашение подписано "__" __________ 2014 года в г. Ханты-Мансийске в четырех подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

от органов государственной власти:
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА

Председатель Думы
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Б.С.ХОХРЯКОВ

от Работодателей:
координатор Объединения работодателей
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры,
генеральный директор ООО "Северавтотранс"
Л.В.СКВОРКОВСКИЙ

от Профсоюзов:
Председатель Объединения
организаций профсоюзов
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Ф.Г.СИВАШ


------------------------------------------------------------------