Постановление Администрации Сургутского района от 13.02.2014 N 497-нпа "Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита"
АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2014 г. № 497-нпа
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации:
1. Утвердить Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Главным распорядителям средств бюджета района, главным администраторам (администраторам) доходов бюджета района, главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета района назначить должностных лиц, ответственных за осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, в срок до 01 марта 2014 года.
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте муниципального образования Сургутский район.
4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
5. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава Сургутского района
Д.В.МАКУЩЕНКО
Приложение
к постановлению
администрации Сургутского района
от 13 февраля 2014 года № 497-нпа
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
1. Общие положения
1.1. Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее - Порядок) устанавливает основные положения по осуществлению главными распорядителями средств бюджета района, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета района, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета района внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие термины: - главные распорядители средств бюджета района - главные распорядители средств бюджета района, главные администраторы доходов бюджета района, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета района;
- получатели средств бюджета района - подведомственные главному распорядителю средств бюджета района получатели средств бюджета района, администраторы доходов бюджета района, администраторы источников финансирования дефицита бюджета района;
- бюджетные процедуры - действия, процедуры, операции, осуществляемые должностными лицами главного распорядителя средств бюджета района, получателя средств бюджета района по составлению и исполнению бюджета Сургутского района, ведению бюджетного учета, составлению бюджетной отчетности, осуществляемые в рамках бюджетных полномочий, установленных действующим законодательством и муниципальными правовыми актами Сургутского района.
2. Осуществление внутреннего финансового контроля
2.1. Внутренний финансовый контроль - непрерывный процесс, осуществляемый руководством, должностными лицами главного распорядителя средств бюджета района, организующими и осуществляющими бюджетные процедуры, направленный на:
- соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета;
- повышение экономности и результативности использования бюджетных средств.
2.2. Объектами внутреннего финансового контроля (далее - объекты контроля), осуществляемого:
- главными распорядителями средств бюджета района, являются соответствующие главные распорядители бюджета района, подведомственные им получатели бюджетных средств в целях соблюдения внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ и услуг, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также в целях подготовки и организации мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств;
- главными администраторами (администраторами) доходов бюджета района, являются соответствующие главные администраторы доходов бюджета района и подведомственные им администраторы доходов бюджета в целях соблюдения внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета;
- главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета района, являются соответствующие главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета района и подведомственные администраторы источников финансирования дефицита бюджета в целях соблюдения внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета.
2.3. Предметом внутреннего финансового контроля являются бюджетные процедуры, осуществляемые главным распорядителем средств бюджета района и подведомственными ему получателями средств бюджета района, в рамках закрепленных за ними бюджетных полномочий.
2.4. Методами осуществления внутреннего финансового контроля является самоконтроль, контроль по уровню подчиненности (подотчетности), мониторинг.
2.5. Внутренний финансовый контроль может осуществляться в форме предварительного, текущего и последующего контроля:
- предварительный контроль проводится до начала совершения бюджетной процедуры для предупреждения, недопущения (пресечения) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- текущий осуществляется в процессе совершения бюджетных процедур;
- последующий проводится по итогам совершения бюджетных процедур.
2.6. Осуществление внутреннего финансового контроля может осуществляться сплошным и (или) выборочным способами.
2.7. Формы, методы и способы внутреннего финансового контроля определяются главными распорядителями средств бюджета района самостоятельно при формировании плана внутреннего финансового контроля, исходя из осуществляемых бюджетных процедур, внутренней структуры главного распорядителя средств бюджета района и наличия подведомственных получателей средств бюджета района.
2.8. Организация внутреннего финансового контроля.
2.8.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях (подразделении) главного распорядителя средств бюджета района, подведомственного получателя средств бюджета района, исполняющих (осуществляющих) бюджетные процедуры в соответствии с положениями об указанных подразделениях.
2.8.2. Внутренний финансовый контроль осуществляется руководителями, должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений (подразделения) главного распорядителя средств бюджета района, в соответствии с их должностными инструкциями.
2.8.3. В целях организации осуществления внутреннего финансового контроля ежегодно разрабатываются и утверждаются планы проведения внутреннего финансового контроля по соответствующим бюджетным процедурам.
2.8.4. Процедура формирования плана осуществления внутреннего финансового контроля включает в себя следующие этапы:
- анализ предметов внутреннего финансового контроля на необходимость проведения в их отношении контрольных действий;
- анализ перечня документов, процессов и операций, которыми руководствуются главные распорядители средств бюджета района, получатели средств бюджета района при осуществлении бюджетных процедур.
2.8.5. Формирование и утверждение планов внутреннего финансового контроля осуществляется до начала очередного финансового года.
2.8.6. План внутреннего финансового контроля утверждается руководителем главного распорядителя средств бюджета района.
2.8.7. План внутреннего финансового контроля в отношении подведомственных получателей средств бюджета района может быть утвержден отдельно от плана внутреннего финансового контроля главного распорядителя средств бюджета района.
2.9. Проведение внутреннего финансового контроля.
2.9.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях (подразделении) главного распорядителя средств бюджета района, подведомственного получателя средств бюджета района, исполняющих (осуществляющих) бюджетные процедуры с соблюдением периодичности, способов и методов контроля, установленных в плане внутреннего финансового контроля.
2.9.2. Самоконтроль в форме предварительного и текущего контроля осуществляется должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений (структурного подразделения) главного распорядителя средств бюджета района сплошным способом после совершения ими бюджетных процедур.
Самоконтроль в форме последующего контроля осуществляется выборочным способом после завершения бюджетных процедур в сроки, предусмотренные планом внутреннего финансового контроля, но не реже 1 раза в 6 месяцев.
2.9.3. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным или выборочным способом руководителем структурного подразделения главного распорядителя средств бюджета района (иным уполномоченным лицом) в отношении бюджетных процедур, совершенных должностными лицами соответствующего структурного подразделения.
Контроль по уровню подотчетности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении бюджетных процедур, совершенных подведомственным получателем средств бюджета района.
2.9.4. Мониторинг качества осуществления бюджетных процедур представляет собой сбор, анализ и оценку информации об осуществлении бюджетных процедур с целью выявления ее соответствия требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, экономности и результативности использования бюджетных средств.
Мониторинг качества осуществления бюджетных процедур осуществляется уполномоченными должностными лицами главного распорядителя средств бюджета района.
2.10. Оформление и рассмотрение результатов внутреннего финансового контроля.
2.10.1. По итогам внутреннего финансового контроля должностными лицами, осуществляющими внутренний финансовый контроль, составляется и подписывается отчет.
В отчете отражаются выявленные нарушения положений действующего законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, недостатки при исполнении бюджетных процедур (сведения об их отсутствии), сведения о причинах возникновения нарушений (недостатков) и предлагаемых мерах по их устранению и по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Отчет внутреннего финансового контроля направляется структурным подразделениям главного распорядителя средств бюджета района, ответственным за осуществление бюджетных процедур, руководителю главного распорядителя средств бюджета района, подведомственному получателю средств бюджета района.
2.10.2. По итогам рассмотрения отчета внутреннего финансового контроля руководитель главного распорядителя средств бюджета района принимает решение:
- о необходимости устранения выявленных нарушений (недостатков) в установленный срок, разработке мероприятий, направленных на повышение экономности и результативности использования бюджетных средств, применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок;
- об отсутствии оснований применения мер, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
- о внесении изменений в планы внутреннего финансового контроля.
2.10.3. Отчет внутреннего финансового контроля подведомственного получателя средств бюджета района рассматривается подведомственным получателем средств бюджета района в течение 10 рабочих дней с момента получения отчета.
По итогам рассмотрения отчета подведомственный получатель средств бюджета района вправе предоставить главному распорядителю средств бюджета района в письменной форме свои возражения на отчет.
При отсутствии возражений получатель средств бюджета района направляет главному распорядителю средств бюджета района информацию о мерах, направленных на устранение выявленных нарушений (недостатков) и о сроках их устранения, разработке мероприятий, направленных на повышение экономности и результативности использования бюджетных средств, применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам.
3. Осуществление внутреннего финансового аудита
3.1. Внутренний финансовый аудит - деятельность уполномоченных должностных лиц (уполномоченного должностного лица) главного распорядителя средств бюджета района по:
- оценке надежности внутреннего финансового контроля главного распорядителя средств бюджета района и подготовке рекомендаций по повышению его эффективности;
- подтверждению достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- подготовке предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
3.2. Деятельность уполномоченных должностных лиц главного распорядителя средств бюджета района, осуществляющих внутренний финансовый аудит (далее - аудиторы), основывается на принципах законности, объективности, эффективности и независимости.
3.3. Объектом внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения (подразделение) главного распорядителя средств бюджета района, должностные лица главного распорядителя средств бюджета района, осуществляющие бюджетные процедуры и внутренний финансовый контроль.
3.4. Предметом внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры, совершенные структурными подразделениями (структурным подразделением) главного распорядителя средств бюджета района, подведомственными получателями средств бюджета района в целях реализации своих бюджетных полномочий, а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
3.5. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
3.6. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного распорядителя средств бюджета района.
3.7. Внеплановая аудиторская проверка осуществляется по поручению руководителя главного распорядителя средств бюджета района.
3.8. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указывается проверяемая бюджетная процедура и объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки, ответственные аудиторы.
3.9. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.
3.10. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной аудитором.
Программа аудиторской проверки содержит тему аудиторской проверки, наименование объекта аудита, перечень вопросов, подлежащих изучению, сроки проведения аудиторской проверки, распределение обязанностей между аудиторами.
3.11. Результаты аудиторской проверки оформляются аудиторским заключением, которое подписывается аудиторами, осуществляющими проверку.
Аудиторское заключение должно содержать информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатков и нарушений (об их отсутствии), условиях и причинах таких нарушений, выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, внесению изменений в планы внутреннего финансового контроля, выводы о надежности внутреннего финансового контроля, предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
3.12. Аудиторское заключение направляется руководителю главного распорядителя средств бюджета района.
3.13. По итогам рассмотрения аудиторского заключения руководитель главного распорядителя средств бюджета Сургутского района принимает решение:
- о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- об отсутствии оснований применения мер, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
- о применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам.
3.14. Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, осуществляется путем выражения мнения аудитора о достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, в аудиторском заключении.
4. Заключительные и переходные положения
4.1. Главные распорядители средств бюджета района имеют право устанавливать Стандарты и (или) Порядки, Регламенты, регламентирующие внутренние процедуры планирования, подготовки, осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в соответствии с общими требованиями настоящего Порядка.
4.2. План внутреннего финансового контроля и план внутреннего финансового аудита на 2014 год утверждаются главными распорядителями средств бюджета района до 15 марта 2014 года.
------------------------------------------------------------------