По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Распоряжение Администрации города Сургута от 14.11.2014 N 3813 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития муниципальных унитарных предприятий на срок до 5 лет"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУРГУТА

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 ноября 2014 г. № 3813

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО РАЗРАБОТКЕ И УТВЕРЖДЕНИЮ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА СРОК ДО 5 ЛЕТ

В соответствии с распоряжением Администрации города от 14.02.2014 № 307 "Об утверждении плана мероприятий Администрации города Сургута по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года, Перечня поручений Президента Российской Федерации Пр-3086 от 27 декабря 2013 года, Поручения Председателя Правительства Российской Федерации ДМ-П13-9589 от 31 декабря 2013 года" (с последующими изменениями), в целях повышения эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий, а также совершенствования системы управления ими со стороны собственника имущественного комплекса:
1. Утвердить методические рекомендации по разработке и утверждению стратегий развития муниципальных унитарных предприятий на срок до 5 лет согласно приложению.
2. Руководителям муниципальных унитарных предприятий в срок до 01.01.2015 разработать и направить на согласование в соответствующие структурные подразделения Администрации города проект стратегии развития муниципальных унитарных предприятий.
3. Проект стратегии развития муниципальных унитарных предприятий согласовывается соответствующими структурными подразделениями Администрации города в течение 20 рабочих дней с момента поступления на согласование.
4. Управлению информационной политики разместить настоящее распоряжение на официальном интернет-сайте Администрации города.
5. Контроль за выполнением распоряжения оставляю за собой.

Глава города
Д.В.ПОПОВ





Приложение
к распоряжению
Администрации города
от 14.11.2014 № 3813

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ И УТВЕРЖДЕНИЮ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА СРОК ДО 5 ЛЕТ

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания содействия руководителям муниципальных унитарных предприятий в разработке правовых актов по утверждению стратегии развития муниципальных унитарных предприятий в целях повышения эффективности их деятельности, а также совершенствования системы управления ими со стороны собственника имущественного комплекса.
1.2. Стратегия развития муниципальных унитарных предприятий содержит основные разделы, направленные на достижение целей и ключевых показателей эффективности деятельности предприятия, включающие финансово-экономические и натуральные показатели.
1.3. Информационное обеспечение (накопление, представление, анализ, хранение и так далее) и взаимодействие органов муниципального образования городской округ город Сургут с муниципальными предприятиями в части составления, утверждения стратегии и отчетности муниципальных предприятий осуществляется посредством бумажных носителей и с использованием информационных систем (электронная почта, USB-флэш-накопители и другие носители информации).

2. Разработка и утверждение
стратегии развития муниципальных предприятий

2.1. Основные понятия, используемые в настоящих методических рекомендациях: департамент имущественных и земельных отношений, департамент городского хозяйства и управление по природопользованию и экологии - структурные подразделения, в ведении которых находятся предприятия соответствующих сфер деятельности, согласно распоряжению Администрации города от 01.06.2011 № 1340 "Об утверждении Положения о функциях учредителя и кураторов в отношении муниципальных организаций" (далее - структурные подразделения).
2.2. Стратегия развития муниципальных унитарных предприятий включает в себя следующие основные разделы:
- анализ внешней и внутренней среды и оценка рисков предприятия;
- определение целей развития предприятия;
- показатели достижения целей развития предприятия с указанием планируемых сроков их достижения;
- план мероприятий по реализации стратегии развития предприятия, включая производственные, инвестиционные, финансовые, управленческие, кадровые, инновационные мероприятия;
- информация о финансовом и ресурсном обеспечении реализации стратегии развития предприятия;
- мониторинг и контроль реализации стратегии развития предприятия.
Стратегия развития может содержать также дополнительные разделы с учетом специфики деятельности предприятия.
2.2.1. При проведении анализа внешней среды проводится:
- общий анализ вида экономической деятельности с описанием прогнозируемых потребностей рынка на перспективу и приоритетных направлений развития вида экономической деятельности;
- анализ конечных потребителей;
- анализ конкурентной среды;
- анализ прочих значимых факторов.
2.2.2. В рамках анализа внутренней среды рекомендуется привести общее описание деятельности предприятия, описание финансовых потоков, производства и реализации услуг, описание кадровой структуры и системы управления персоналом, а также дать описание текущих планов стратегии развития предприятия.
При осуществлении анализа деятельности предприятия рекомендуется использовать следующие показатели:
- рентабельность по чистой прибыли;
- рентабельность капитала;
- структура капитала (доля заемного капитала в общей величине активов);
- структура долговой нагрузки (в том числе краткосрочных обязательств в совокупных обязательствах) и ликвидность;
- структура затрат (издержек обращения);
- портфель производимой продукции (услуг), в том числе анализ наиболее перспективных, инновационных продуктов и современных технологий производства;
- доля предприятия на основных рынках сбыта;
- география сбыта;
- структура поставщиков;
- производительность труда;
- степень износа основных фондов.
2.2.3. Целесообразно провести оценку рисков реализации стратегии развития предприятия, возможных механизмов управления рисками. В рамках оценки рисков также целесообразно привести описание проблем технико-технологического развития предприятия и возможных мероприятий, направленных на их устранение.
Рекомендуется анализировать приведенные выше показатели в динамике за последние 3 года (минимум).
2.2.4. Стратегические цели развития предприятий должны соответствовать Стратегии социально-экономического развития города Сургута на период до 2030 года.
Стратегические цели должны быть четко сформулированы и иметь срок достижения.
Для достижения стратегических целей рекомендуется установить перечень ключевых показателей эффективности деятельности предприятия, включающий финансово-экономические и натуральные показатели.
2.2.4.1. Финансово-экономические показатели:
- выручка;
- чистая прибыль (убыток);
- чистые активы;
- часть прибыли, подлежащая перечислению в бюджет города Сургута;
- среднесписочная численность;
- среднемесячная заработная плата;
- затраты на социальное обеспечение и здравоохранение;
- затраты на реализацию экологических программ.
2.2.4.2. Натуральный показатель - объем производства в натуральном выражении по основным видам деятельности.
Ключевые показатели эффективности деятельности предприятия рекомендуется устанавливать в динамике по годам на весь период действия стратегии развития предприятия.
2.2.4.3. Для достижения стратегических целей предприятия могут использовать дополнительные показатели:
- финансово-экономические показатели:
- прибыль от основных видов деятельности;
- рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке);
- рентабельность капитала;
- себестоимость на рубль продаж (отношение себестоимости продаж к выручке);
- структура капитала (доля заемного капитала в общей величине активов);
- структура затрат (издержек обращения);
- производительность труда (отношение выручки к среднесписочной численности за отчетный период);
- совокупные долговые обязательства;
- объем инвестиций в основной капитал;
- натуральные показатели: доля продукции по основным видам деятельности на соответствующем товарном рынке, показатели, характеризующие энергоэффективность и энергосбережение.
2.2.5. При разработке перечней конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей к поставленным срокам, рекомендуется руководствоваться следующими мероприятиями:
- производственные;
- инвестиционные и финансовые;
- инновационные;
- управленческие;
- кадровые.
2.2.5.1. В перечне производственных мероприятий указывается комплекс мер по модернизации производства, а также созданию и внедрению новых технологий.
Для формирования комплекса мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности и энергосбережения, целесообразно проведение предприятием энергетического обследования. В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предприятия подлежат обязательному энергетическому обследованию.
2.2.5.2. В перечне инвестиционных и финансовых мероприятий указываются мероприятия по привлечению инвестиций на развитие производства.
Предприятиям целесообразно разработать инвестиционно-финансовую политику деятельности предприятия.
Инвестиционно-финансовой политикой предприятия устанавливаются:
- четкие критерии инвестирования (сроки инвестирования, внутренняя норма доходности);
- требования к максимально допустимому уровню долговой нагрузки;
- требования к уровню ликвидности;
- требования к коэффициенту отношения свободного денежного потока к выручке.
Инвестиционно-финансовая политика предприятия должна способствовать реализации инвестиционных и финансовых мероприятий, нацеленных на достижение стратегических целей развития предприятия.
2.2.5.3. Стратегия развития предприятия может включать программу инновационного развития предприятия или отдельные мероприятия по созданию и внедрению новых технологий.
2.2.5.4. К управленческим мероприятиям относятся внедрение системы мотивации на достижение установленных стратегических целей и внедрение современных информационных технологий и систем.
Внедрение системы мотивации на достижение установленных стратегических целей включает:
- внедрение системы ключевых показателей эффективности деятельности предприятия, обеспечивающей достижение стратегических целей;
- взаимосвязь размеров вознаграждения руководителю предприятия с фактическими значениями ключевых показателей эффективности деятельности предприятия.
Внедрение современных информационных технологий и систем должно позволить осуществлять учет имущества предприятия, планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
2.2.5.5. Кадровые мероприятия, направленные на достижение значений ключевых показателей эффективности, включают мероприятия по обучению и развитию персонала, в том числе по работе с информационными системами.
2.2.6. По итогам определения необходимых мероприятий для достижения целей стратегии развития муниципального предприятия, а также объема финансирования соответствующих мероприятий, руководители муниципальных предприятий утверждают план-график реализации мероприятий стратегии развития. В плане-графике необходимо указать плановые сроки исполнения каждого мероприятия, источники финансирования, определить перечень ответственных лиц.
2.2.7. Руководители муниципальных предприятий обеспечивают на регулярной основе мониторинг и контроль исполнения плана-графика мероприятий и достижения показателей, предусмотренных стратегией развития. Также рекомендуется назначить должностное лицо, ответственное за реализацию стратегии развития, на уровне не ниже заместителя директора.
2.2.8. Итоги исполнения плана-графика мероприятий и достижения значений ключевых показателей эффективности деятельности муниципального предприятия за отчетный год предоставляются в структурные подразделения и рассматриваются на заседаниях балансовых комиссий.
2.2.9. Структурные подразделения в течение 10 рабочих дней со дня получения годового отчета готовят заключение об исполнении муниципальными предприятиями плана-графика мероприятий и достижения значений ключевых показателей эффективности деятельности муниципального предприятия за год.
2.2.10. Ежегодно в срок до 10 апреля руководителями муниципальных предприятий представляются в структурные подразделения предложения по актуализации стратегии развития муниципального предприятия с учетом достигнутых результатов деятельности предприятия, рисков и новых обстоятельств и рекомендаций балансовой комиссии.
2.2.11. Предложения и рекомендации по актуализации стратегии развития муниципального предприятия направляются высшему должностному лицу Администрации города, на которого возложены полномочия по координации и регулированию деятельности в соответствующей отрасли (сфере).


------------------------------------------------------------------