По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Администрации города Сургута от 07.10.2014 N 6826 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУРГУТА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2014 г. № 6826

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СУРГУТ НА 2015 ГОД
И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 - 2017 ГОДОВ

В соответствии с решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ "О Положении о бюджетном процессе в городском округе город Сургут" (с последующими изменениями), распоряжением Администрации города от 19.06.2013 № 1692 "Об утверждении сроков составления проекта бюджета городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов" (с последующими изменениями):
1. Одобрить основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов согласно приложению.
2. Управлению информационной политики опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном интернет-сайте Администрации города.

Глава города
Д.В.ПОПОВ





Приложение
к постановлению
Администрации города
от 07.10.2014 № 6826

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СУРГУТ
НА 2015 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 - 2017 ГОДОВ

1. Общие положения

1.1. Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов (далее - основные направления) подготовлены в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут.
1.2. При подготовке основных направлений учтены отдельные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012, основных направлений бюджетной и налоговой политики Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов, основных направлений бюджетной и налоговой политики городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов.
1.3. Разработка основных направлений осуществлялась с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики до второго полугодия 2014 года.
1.4. Задачей основных направлений является определение подходов к планированию доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета города на основе принципов предсказуемости и преемственности бюджетной деятельности муниципального образования в среднесрочной перспективе.
Основные направления содержат описание условий, принимаемых для составления проекта бюджета города на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов, определяют основные подходы к его формированию и проектируемые характеристики.

2. Основные результаты бюджетной и налоговой политики
в 2013 году и I полугодии 2014 года

2.1. Бюджетная деятельность в 2013 году и первом полугодии 2014 года осуществлялась в условиях продолжающегося реформирования налоговых и бюджетных правоотношений и была направлена на решение задач бюджетной и налоговой политики, определенных на соответствующий период.
2.2. В указанном периоде деятельность в сфере доходов бюджета города была направлена на формирование объективных прогнозных показателей и обеспечение доходного потенциала бюджета города. Прогнозирование доходов бюджета города на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов осуществлено с учетом положений, предусмотренных в Методике прогнозирования налоговых и неналоговых доходов бюджета города.
Особенностью формирования доходов бюджета на указанный период стало принятие значительного количества поправок в налоговое и бюджетное законодательство.
С учетом заявленного на уровне Российской Федерации ожидания возможного влияния негативной экономической ситуации в мире, при определении прогнозных показателей по доходам бюджета применялся сдержанный подход (на основе консервативного (первого) варианта прогноза социально-экономического развития города).
Поступление доходов в бюджет города в течение рассматриваемого периода осуществлялось планомерно. Однако по основному доходному источнику - налогу на доходы физических лиц - поступления за 2013 год не достигли плановых объемов (96,3% к плану года), что обусловлено снижением достигнутого показателя по росту совокупного фонда оплаты труда по отношению к оценке, учтенной в прогнозе социально-экономического развития.
Отсутствие роста поступлений налога в 2013 году по сравнению с 2012 годом было отмечено по следующим отраслям экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, строительство.
Отклонение от плановых назначений по налогу на доходы физических лиц было компенсировано сверхплановыми поступлениями по имущественным налогам и налогам на совокупный доход.
По итогам первого полугодия 2014 года доходы бюджета, в том числе налог на доходы физических лиц, исполнены на уровне плановых назначений.
В рамках задачи по оптимизации предоставляемых налоговых льгот по местным налогам по итогам проведенной в 2013 году Администрацией города работы решением Думы города отменены льготы по уплате земельного налога для юридических лиц, а также предусмотрено условие предоставления льготы в отношении только одного земельного участка. Общий дополнительный эффект от отмены льгот (с учетом необходимости уплаты муниципальными организациями земельного налога) в 2014 году оценивается на уровне 40 млн. рублей.
Во исполнение задачи по обеспечению готовности введения на территории города Сургута налога на недвижимое имущество физических лиц, подлежащего исчислению исходя из кадастровой стоимости, органами местного самоуправления в рамках своих полномочий на постоянной основе организовывалась среди населения активная информационная кампания о предстоящих изменениях в налогообложении и необходимости актуализации сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости. Поскольку в 2013 году Федеральный закон о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающий установление налога на недвижимое имущество, не был принят, мероприятия по его введению с 01.01.2014 на территории города не реализовывались.
В целях повышения точности прогнозирования поступлений от реализации муниципального имущества на последующие периоды реализована задача по формированию среднесрочного прогнозного плана приватизации муниципального имущества и утверждению его до 01 июля.
С 2013 года обеспечено поступление в бюджет города новых видов доходов:
- государственной пошлины за выдачу органом местного самоуправления специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, и платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам;
- платы за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Общие поступления в бюджет города по данным видам доходов составили порядка 16 млн. рублей.
В рассматриваемом периоде последовательно реализовывались мероприятия по увеличению доходов бюджета, в том числе в рамках деятельности комиссии по мобилизации дополнительных доходов в местный бюджет.
Было проведено 15 заседаний комиссии, приглашено 398 налогоплательщиков для заслушивания их по фактам задолженности по налоговым и неналоговым платежам, пенсионным и страховым взносам, выплате заработной платы ниже установленного минимального уровня по автономному округу. Сумма дополнительно поступивших доходов по результатам данной работы составила более 21 млн. рублей.
В целях снижения дебиторской задолженности по доходам бюджета города в 2013 году отдельным муниципальным правовым актом утвержден соответствующий план мероприятий. В рамках реализации данного плана ответственными структурными подразделениями постоянно проводятся мониторинг дебиторской задолженности по доходам бюджета города, претензионная работа по взысканию задолженности в бюджет города, адресная работа с должниками в рамках деятельности рабочей группы по контролю за поступлением арендных платежей. В результате проведенных мероприятий в бюджет города взыскано дебиторской задолженности на общую сумму более 224 млн. рублей.
В продолжение работы, направленной на обеспечение устойчивости бюджета города, с учетом рекомендаций автономного округа в текущем году принят план мероприятий по мобилизации доходов и оптимизации расходов бюджета городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов. План включает мероприятия, в отношении которых у города имеются необходимые полномочия по их реализации. Реализация плана мероприятий идет планомерно. По итогам рассмотрения на заседании Комиссии по вопросам социально-экономического развития и мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры под председательством Губернатора автономного округа итогов реализации мероприятий за I полугодие 2014 года отмечено высокое качество разработанного плана мероприятий.
В целях увеличения доходных поступлений, в рамках реализации плана мероприятий по мобилизации доходов бюджета Администрацией города подготовлены предложения по изменению (увеличению) ставок земельного налога и оптимизации льгот по налогу на имущество физических лиц для рассмотрения Думой города.
Кроме того, постановлением Администрации города утверждена новая редакция Положения о порядке расчета платы за пользование жилыми помещениями на условиях договоров найма и арендной платы за жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, в целях последующей реализации мероприятия по увеличению поступлений платы за наем муниципальных жилых помещений коммерческого и социального использования.
2.3. Финансирование дефицита бюджета города в 2013 году осуществлялось за счет источников, предусмотренных основными направлениями бюджетной и налоговой политики муниципального образования городской округ город Сургут и запланированных в бюджете города.
При плане 2970,6 млн. рублей суммарный результат исполнения по источникам финансирования дефицита бюджета за 2013 год составил 1778,3 млн. рублей.
Основным источником финансирования дефицита бюджета в 2013 и 2014 годах выступали остатки денежных средств на счетах по учету средств бюджета.
Наличие остатков средств позволило, как и в предыдущих периодах, сохранить в активе города высоколиквидные акции открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз".
Также в качестве источника финансирования дефицита бюджета выступали:
- средства от реализации принадлежащего городу пакета акций открытого акционерного общества "Аккобанк";
- средства кредита, привлеченного городом у открытого акционерного общества "Сбербанк России" в целях финансирования дефицита бюджета, возникающего в связи с предоставлением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства канализационных сооружений.
Окончательная выборка средств кредита была произведена в сентябре 2013 года, с октября начат возврат средств, в соответствии с условиями договора кредитования. Общий объем привлеченных средств кредита составил 697,5 млн. рублей;
- средства от возврата ранее предоставленных бюджетных кредитов юридическим и физическим лицам. Однако в связи с ликвидацией одного из заемщиков возврат осуществлен не в полном объеме.
В текущем году было произведено досрочное погашение кредита по Кредитному соглашению с Европейским банком реконструкции и развития, заключенному в целях реализации проекта реконструкции жилищного фонда города Сургута. Решение об осуществлении досрочного возврата кредита было принято Администрацией города совместно с Думой города в июне 2014 года. Досрочный возврат позволил не только снизить долговую нагрузку на бюджет города, но и высвободить средства в последующих годах для обеспечения иных расходных обязательств.
По итогам исполнения бюджета за 2013 год рейтинговое агентство Standard&Poor's оценило показатели ликвидности города как "исключительно высокие", а качество управления финансами в целом как "удовлетворительное" для кредитоспособности города в международном контексте.
В целом в сфере управления муниципальным долгом в 2013 году и I полугодии 2014 года деятельность муниципалитета была направлена на:
- обеспечение полного и своевременного исполнения обязательств муниципального образования по муниципальным заимствованиям.
В рамках реализации данной задачи были обеспечены значение показателей величины муниципального долга и объема расходов на его обслуживание в пределах допустимых значений показателей экономической безопасности, определенных постановлением Администрации города от 31.01.2012 № 474 "Об утверждении методики расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку бюджета городского округа город Сургут", а также регулярный контроль за исполнением обязательств по муниципальным заимствованиям;
- осуществление контроля за исполнением сторонами обязательств по предоставленным муниципальным гарантиям через осуществление на постоянной основе анализа финансового состояния принципалов.
Итогом реализации данной задачи явилось отсутствие случаев исполнения гарантом обязательств по выданным муниципальным гарантиям как в 2013 году, так и в I полугодии 2014 года в связи с исполнением гарантированных обязательств принципалами самостоятельно.
Кроме того, в целях недопущения возникновения гарантийных случаев городом совершенствовался механизм участия гаранта в вопросах, связанных с уже предоставленными муниципальными гарантиями.
2.4. В сфере расходов бюджета города бюджетная политика характеризовалась решением следующих задач:
2.4.1. В рамках задачи обеспечения стабильности и устойчивости бюджета в течение рассматриваемого периода городом велась взвешенная политика по обеспечению действующих и принятию новых бюджетных обязательств в объеме, соответствующем реальным доходным источникам и источникам покрытия дефицита бюджета.
Учитывая негативные факторы в мировой экономике, бюджет на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов был сформирован на основе принципа разумного консерватизма. Итогом совместной работы органов местного самоуправления городского округа в отчетном периоде явилось принятие сбалансированного бюджета, обеспечивающего как расходы на содержание бюджетного сектора, так и обязательства, возникающие после ввода новых объектов городской инфраструктуры, исполнение майских указов Президента Российской Федерации.
В условиях планомерного поступления доходов исполнение расходов в 2013 году осуществлялось в полном объеме в соответствии с принятыми обязательствами и составило 92,6% от годового плана.
По состоянию на 01.01.2014 кредиторская задолженность текущего характера по расходам бюджета города составила 3 млн. рублей, что является минимальным показателем на протяжении ряда лет. Просроченная задолженность отсутствовала.
Исполнение запланированных расходов в I полугодии 2014 года также осуществлялось в стабильном режиме.
В процессе исполнения расходов 2013 года выдержаны приоритеты, определенные на данный период исходя из необходимости исполнения закрепленных за городским округом полномочий, организации надежного функционирования городской инфраструктуры, создания удобных и комфортных условий для проживания граждан, а также с учетом мнения горожан, нашедших отражение в предложениях депутатов Думы города.
В их числе можно отметить:
- выполнение текущего и капитального ремонта 81 образовательного учреждения;
- выполнение работ по ремонту 339,15 тыс. кв. метров дорог и тротуаров;
- выполнение благоустройства 56364 кв. метров дворовых территорий 31 многоквартирного дома;
- установление 100 детских игровых площадок;
- выполнение благоустройства территории сквера в 32 микрорайоне общей площадью 6,02 га;
- приобретение 7 жилых помещений и выдача 3 субсидий на приобретение жилых помещений в рамках мероприятий по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений поселка Зеленый;
- завершение строительства и ввод в эксплуатацию участков улицы Университетской протяженностью 1,96 км, лыжной трассы протяженностью 5 км (спортивное ядро в 35А микрорайоне), двух спортивных сооружений с универсальными залами на базе общеобразовательных учреждений, четырех детских садов общей мощностью 900 мест;
- продолжение строительства и оснащения новых объектов, направленных на исполнение муниципальных полномочий.
Обеспечена реализация указов Президента Российской Федерации о повышении заработной платы отдельным категориям работников. В 2013 году на данные цели направлено 25,2 млн. рублей за счет собственных средств города, в 2014 году данная задача решается на условиях софинансирования из бюджета автономного округа.
В течение 2013 года и I полугодия текущего года Администрацией города организовано активное взаимодействие с органами исполнительной власти автономного округа по участию муниципального образования в региональных и федеральных программах. Объем привлеченных из бюджета автономного округа бюджетных ассигнований в форме субсидий составил в 2013 году 2715,3 млн. рублей, в 2014 году - 1957,4 млн. рублей.
В 2013 году для нужд муниципальных учреждений и структурных подразделений Администрации города размещено заказов более чем на 7,8 млрд. рублей, 67,7% общего объема размещения муниципального заказа осуществлено посредством процедур открытых аукционов в электронной форме. Экономия от проведения закупок составила 7,0%.
Размещение муниципального заказа по одноименным закупкам осуществлялось посредством проведения совместных торгов.
О наличии высокого уровня прозрачности муниципальных закупок свидетельствует признание в конце 2013 года города Сургута одним из победителей в "Национальном рейтинге прозрачности закупок - 2013", проведенном Некоммерческим партнерством "Национальная ассоциация участников электронной торговли" - независимым исследовательским центром, специализирующимся в области экономического и правового анализа российского рынка государственных и корпоративных закупок.
В ходе реализации бюджетной политики в сфере расходов разработан ряд муниципальных правовых актов, издание которых обусловлено в том числе изменениями Бюджетного кодекса и других законодательных актов Российской Федерации.
Так, в целях обеспечения планомерного перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд утвержден план подготовки муниципальных правовых актов, подлежащих принятию в 2013 - 2015 годах, в соответствии с которым принят ряд правовых актов, регулирующих муниципальные закупки на территории города.
Разработан порядок осуществления контрольно-ревизионным управлением Администрации города внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок.
В рамках совершенствования нормативно-правового регулирования бюджетного процесса департаментом финансов Администрации города разработан порядок осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности за счет средств бюджета города, внесены изменения в муниципальные правовые акты, регулирующие планирование и исполнение бюджета города, кассовое обслуживание муниципальных бюджетных и автономных учреждений.
Для повышения оперативности организации бюджетного процесса в 2014 году департаментом финансов Администрации города организован переход на электронный документооборот с применением квалифицированной электронной подписи в части предоставления первичных документов, подтверждающих возникновение бюджетных обязательств и списание средств с лицевых счетов учреждений.
С учетом рекомендаций автономного округа в целях минимизации рисков, обусловленных возможным снижением доходной базы, выявления резервов и концентрации их на приоритетных направлениях расходов, в 2014 году разработан и реализуется план мероприятий по мобилизации доходов и оптимизации расходов бюджета города с намеченными показателями и эффектом от его реализации.
2.4.2. В рамках задачи по совершенствованию программно-целевых методов планирования бюджета.
В течение 2013 года и I полугодия текущего года осуществлялась последовательная деятельность по совершенствованию программно-целевых методов планирования.
В 2013 году в целях совершенствования организации стратегического управления городом утвержден порядок его организации в городе Сургуте, в рамках которого начата работа по актуализации действующей Стратегии развития города и пролонгации ее до 2030 года.
Разработка Стратегии развития города проходит в открытом публичном режиме. Создана специальная электронная площадка для обсуждения и обмена мнениями, обеспечения возможности участия в ее разработке каждого горожанина.
Стратегия развития города до 2030 года, которую планируется утвердить в октябре 2014 года, должна представлять собой документ, агломерирующий комплекс муниципальных программ и проектов, включающих в том числе реализацию мероприятий государственных программ автономного округа, в единую систему, взаимоувязанную по целям, срокам исполнения и итогам.
С учетом изменений, внесенных в 2013 году в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования вопросов перехода на программный бюджет, в 2013 году внесены изменения в муниципальные правовые акты, регулирующие порядок составления муниципальных программ, формирования проекта бюджета, обоснований бюджетных ассигнований, состав и структуру решения о бюджете с приложениями.
Долгосрочные и ведомственные целевые программы прекратили действие с 01.01.2014. Создана единая система из 31 муниципальной программы нового формата, охватывающая все сферы деятельности муниципального образования, посредством которой обеспечивается комплексное решение вопросов местного значения и выполнение переданных полномочий. В сформированных муниципальных программах обеспечена преемственность целей и задач государственных программ Российской Федерации и автономного округа, в реализации которых участвует муниципальное образование.
Муниципальные программы стали неотъемлемой частью процесса составления и рассмотрения проекта бюджета города. Соответствующим образом пересмотрен механизм их финансово-экономического обоснования, которое представлялось в составе обоснований бюджетных ассигнований главных распорядителей бюджетных средств.
Разработана, утверждена департаментом финансов Администрации города и применена при составлении бюджета программная классификация расходов бюджета. При отражении расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, обеспечена согласованность с классификацией, утвержденной автономным округом для формирования и исполнения окружного бюджета.
В соответствии с этими новациями расходная часть бюджета города на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов сформирована в структуре муниципальных программ, ассигнования на их реализацию составляют 99,4% общего объема расходов.
При осуществлении бюджетного процесса продолжена практика использования таких инструментов бюджетной деятельности, как составление главными распорядителями бюджетных средств докладов о результатах и основных направлениях деятельности, закрепление в решении Думы города о бюджете перечня расходов, подлежащих исполнению в первоочередном порядке, рассмотрение результатов исполнения целевых программ комиссией при Главе города, проведение мониторинга финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств.
С 2014 года введена практика формирования администраторами муниципальных программ планов мероприятий по решению проблем, выявленных комиссией по рассмотрению результатов реализации муниципальных программ.
2.4.3. В рамках задачи по уточнению перечня муниципальных услуг и порядка расчета нормативных затрат на их оказание.
В настоящее время на федеральном уровне базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ еще не утверждены. В течение 2014 года Администрацией города осуществлялся мониторинг проектов базовых перечней, размещенных в сети Интернет. Уточнение и разработка муниципальных правовых актов в данном направлении будет являться задачей среднесрочного периода.
В рамках совершенствования методологии расчета нормативных затрат на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг (выполнение работ) разработан и применен при формировании проекта бюджета на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов механизм формирования нормативных затрат в увязке с показателями объема оказания муниципальных услуг (работ).
Нормативно закреплен порядок и случаи возврата субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания при фактическом исполнении показателей объема муниципального задания муниципальным учреждением в меньшем объеме.
2.4.4. В рамках задачи по дальнейшему повышению прозрачности бюджета и бюджетного процесса.
На официальном интернет-сайте Администрации города создан раздел "Бюджет для граждан", содержащий информацию об основных показателях бюджета города в наглядной форме.
При этом с учетом мобильности бюджетного процесса и, как следствие, необходимости постоянной актуализации информации, визуализации параметров бюджета и показателей его исполнения в автоматическом режиме департаментом финансов Администрации города ведется работа по автоматизации процесса размещения данной информации в форме, доступной для граждан, на отдельном информационном портале в сети Интернет.
Предполагается, что при разработке на уровне автономного округа регионального сегмента "Электронный бюджет" будет проводиться анализ автоматизации бюджетного процесса в муниципальных образованиях для дальнейшего их встраивания в региональный сегмент.
Таким образом, на протяжении 2013 года и I полугодия 2014 года город продолжал последовательно решать задачи, поставленные на данный период различными уровнями власти с учетом изменений бюджетного законодательства.
По итогам проводимого автономным округом мониторинга город Сургут так же, как и в предыдущие годы, вошел в пятерку городских округов, отмеченных грантом за качество организации бюджетного процесса.
Оценка уровня управления муниципальными финансами на протяжении ряда лет подтверждается международным агентством "Standard&Poor`s". При этом агентством отмечено, что Администрация города традиционно придерживается взвешенной финансовой политики, использует консервативный подход к управлению долгом, осуществляет строгий контроль за балансом доходов и расходов.

3. Цели и основные задачи бюджетной и налоговой политики
и проектируемые параметры бюджета города на 2015 год
и плановый период 2016 - 2017 годов

Бюджетная и налоговая политика муниципального образования в 2015 году и плановом периоде 2016 - 2017 годов должна обеспечить преемственность целей и задач бюджетной и налоговой политики предыдущего планового периода с учетом необходимости дальнейшего совершенствования бюджетного процесса и решения вновь возникающих в связи с экономической ситуацией в российской экономике и изменениями законодательства в сфере общественных финансов задач.
Социально-экономическая ситуация в городе и бюджет города в настоящее время оцениваются как стабильные и устойчивые. Однако учитывая геополитические и экономические риски, оцениваемые на уровне Российской Федерации и автономного округа как высокие и потенциально способные оказать существенное влияние на снижение бюджетной устойчивости, при бюджетном планировании необходимо продолжать применение консервативного (первого) варианта прогноза социально-экономического развития города. К планированию следует подходить с пониманием готовности при необходимости проводить мероприятия, позволяющие смягчить воздействие непредвиденных факторов на бюджетный сектор экономики города.
Следует учитывать и зависимость бюджетного потенциала муниципального образования от федеральной и региональной политики в сфере межбюджетных отношений. На параметры бюджета города в планируемом периоде окажет влияние принятие автономным округом ряда решений по уточнению состава полномочий субъекта в сфере дошкольного образования (увеличение объема передаваемой субвенции, снижение норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц и отмена льгот по налогу на имущество для органов местного самоуправления и муниципальных учреждений). При этом анализ факторов, оказавших влияние на общие параметры бюджета на 2015 - 2017 годы, показал, что обусловленное ими уменьшение расходов за счет собственных средств не компенсирует объем выпадающих доходов и новых расходных обязательств.
В целом в планируемом периоде муниципалитету следует обеспечить решение следующих задач;
3.1. В сфере доходов бюджета городского округа город Сургут
3.1.1. Как и в предыдущие периоды, бюджетная и налоговая политика города должна быть нацелена на обеспечение сбалансированности бюджета и сохранение бюджетной устойчивости, в том числе за счет повышения объективности прогнозирования показателей социально-экономического развития и доходов бюджета города. В связи с этим при формировании доходов бюджета города на 2015 - 2017 годы необходимо учитывать изменения налогового и бюджетного законодательства, планируемые к введению с 2015 года, в случае если такие изменения подлежат количественной оценке.
Так, на планирование отдельных видов доходов бюджета города на 2015 - 2017 годы повлияют следующие решения, принятые (планируемые к принятию) на уровне Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, городского округа город Сургут:
3.1.1.1. По налогу на доходы физических лиц
В связи с дополнительной передачей с 2015 года части полномочий по дошкольному образованию на региональный уровень автономным округом планируется снижение с 23,5% до 19,0% размера норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, передаваемых в местные бюджеты из бюджета автономного округа в рамках межбюджетного регулирования.
В результате принятия такого решения единый норматив зачисления доходов от налога на доходы физических лиц в бюджет города снизится с 38,5% до 34%.
На увеличение поступлений налога на доходы физических лиц могут повлиять планируемые изменения в налоговом законодательстве в части порядка освобождения доходов физических лиц от продажи имущества, а также порядка исчисления налога при продаже физическими лицами жилой и нежилой недвижимости, земельных участков исходя из вмененного дохода от продажи такой недвижимости, рассчитываемого пропорционально кадастровой стоимости продаваемого объекта. Оценка данного влияния может быть проведена только по итогам исполнения бюджета города за год, с которого будут действовать новые порядки.
3.1.1.2. По налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения
В связи с принятием Федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.2015 организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, будут уплачивать налог на имущество организаций по отдельным объектам недвижимого имущества, исходя из кадастровой стоимости такого имущества.
С целью недопущения снижения предпринимательской активности ввиду увеличения налоговой нагрузки, а также сохранения положительной и непрерывной динамики развития малого предпринимательства округом планируется установить на 2015 год по упрощенной системе налогообложения минимальную ставку в размере 5% (вместо ранее планируемых 15%) для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Потери бюджета города в результате такого решения могут составить порядка 10 млн. рублей.
3.1.1.3. По патентной системе налогообложения
В части мер налогового стимулирования и совершенствования законодательства автономного округа по специальным налоговым режимам органами государственной власти автономного округа проводится работа по определению оптимальных размеров потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.
Планируется увеличение установленных законом автономного округа размеров потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода в отношении наиболее востребованных видов деятельности: сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества, розничной торговли, услуг общественного питания, автотранспортных услуг, отдельных видов бытовых услуг.
Принятие данного решения может обусловить увеличение поступлений в бюджет города налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения. Учитывая, что законодательством предусматривается добровольный порядок перехода предпринимателей на патентную систему налогообложения, определить востребованность в применении предпринимателями данного режима налогообложения в планируемом периоде затруднительно. В связи с этим оценка влияния принятия соответствующего решения на доходную часть бюджета города может быть проведена только в ходе исполнения бюджета.
3.1.1.4. По местным налогам
В связи с сокращением поступлений от налога на доходы физических лиц все более актуальным становится реализация мероприятий по увеличению поступлений местных налогов, в том числе по направлениям, рекомендованным автономным округом.
Одним из резервов для такого увеличения является принятие в текущем году решений по увеличению ставок земельного налога и оптимизации льгот по налогу на имущество физических лиц.
На территории города установлены дифференцированные ставки земельного налога в зависимости от категорий земель и вида разрешенного использования земельного участка в пределах предусмотренных Налоговым кодексом. Из 20 видов разрешенного использования земельных участков только в отношении восьми установлены максимальные ставки налога, по остальным значительно ниже предельно допустимых.
Администрацией города были проанализированы различные варианты увеличения ставок земельного налога и принято решение о внесении для рассмотрения в Думу города предложения о поэтапном доведении ставок до максимального уровня с ежегодным повышением установленных ставок за два бюджетных цикла (до 2020 года), что позволит обеспечить долгосрочное укрепление доходной базы бюджета, с одной стороны, и поэтапное выравнивание налогового бремени для налогоплательщиков, с другой.
Общий дополнительный эффект в случае принятия решения по повышению ставок земельного налога (с учетом сроков уплаты налога и необходимости увеличения расходов на уплату земельного налога муниципальными организациями) оценивается в 43 млн. рублей, 108 млн. рублей, 176 млн. рублей по годам планируемого периода соответственно.
Кроме того, дополнительно сформированы предложения по оптимизации льгот по налогу на имущество физических лиц, принимая во внимание проводимую на федеральном и региональном уровнях политику сокращения льгот и оказания мер социальной поддержки исходя из принципа нуждаемости.
При положительном рассмотрении предложений Думой города сформированные параметры бюджета будут уточнены на суммы дополнительных поступлений.
Кроме того, в среднесрочной перспективе на объем поступлений доходов бюджета может повлиять:
- установление нового порядка исчисления налога на имущество физических лиц исходя из данных об инвентаризационной стоимости с учетом применения коэффициента-дефлятора, размер которого будет устанавливаться органами государственной власти Российской Федерации. С учетом срока уплаты налога поступление налога на имущество физических лиц в бюджет города, рассчитанного с учетом коэффициента-дефлятора, будет осуществляться начиная с 2016 года. К настоящему времени размер коэффициента-дефлятора не установлен, поэтому оценка влияния на бюджет города данного изменения не может быть проведена;
- изменение на федеральном уровне подходов к налогообложению имущества физических лиц. Федеральным законодательством часть вторая Налогового кодекса дополняется главой 32 "Налог на имущество физических лиц". Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В случае установления округом единой даты начала применения на его территории порядка определения налоговой базы по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости, на уровне муниципалитета необходимо обеспечить своевременное внесение изменений в соответствующий муниципальный правовой акт;
- планируемая на федеральном уровне поэтапная отмена большинства действующих федеральных льгот по местным налогам.
3.1.1.5. По государственной пошлине, подлежащей зачислению в бюджет города.
В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.07.2014 № 59-оз "О признании утратившими силу некоторых законов и отдельных положений некоторых законов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" с 01.01.2015 органами местного самоуправления прекращается осуществление отдельных государственных полномочий в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В связи с этим при оценке прогнозного объема учтено исключение поступлений государственной пошлины за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в объеме порядка 8 млн. рублей.
Вместе с тем в связи с внесенными изменениями в Налоговый кодекс Российской Федерации с 01.01.2015 увеличиваются размеры по некоторым иным видам государственной пошлины в среднем в 1,5 раза, что приведет к увеличению поступлений по данному виду налоговых доходов. Оценить влияние таких изменений станет возможным по итогам исполнения бюджета города в 2015 году.
3.1.1.6. По неналоговым доходам бюджета города
В связи с внесением автономным округом изменений в порядок определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, при оценке прогнозного объема неналоговых доходов учитывались дополнительные поступления по соответствующему виду доходов. Согласно новым положениям, ежегодно (начиная с 2015 года и не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка) арендная плата должна изменяться в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете. В результате такой индексации дополнительные объемы поступлений в бюджет города оцениваются на уровне 30 млн. рублей на каждый год.
Кроме того, в рамках реализации плана мероприятий по мобилизации доходов бюджета города Администрацией города утверждена новая редакция Положения о порядке расчета платы за пользование жилыми помещениями на условиях договоров найма и арендной платы за жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, предполагающая увеличение действующих размеров платы, остававшихся неизменными более пяти лет. После увеличения базовых размеров платы за наем муниципальных жилых помещений коммерческого и социального использования в прогнозных показателях на 2016 - 2017 годы будут учтены дополнительные поступления соответствующих доходов, которые оцениваются на уровне 16 млн. рублей.
При планировании неналоговых доходов в бюджете города также учтены изменения в бюджетном законодательстве в части увеличения с 01.01.2016 с 40% до 55% норматива зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Дополнительный объем поступлений составит порядка 7 млн. рублей.
В целом с учетом принятых (планируемых) изменений бюджетного законодательства планирование бюджета города на 2015 - 2017 годы осуществлено по следующим нормативам зачисления доходов в бюджет города:

Таблица 1

Наименование
Справочно: нормативы зачисления доходов в бюджет города на 2014 год
Нормативы зачисления доходов в бюджет города на 2015 - 2017 годы, всего
в том числе:
нормативы согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации
нормативы, установленные (планируемые к установлению) автономным округом
Налоговые доходы
Налог на доходы физических лиц
41,5%
34,0%
15%
19%
Кроме того, дополнительный норматив взамен дотации <*>
3,0%
-


Налог на доходы физических лиц, уплачиваемый иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента
38,5%
34,0%

34%
Акцизы на нефтепродукты
0,6336%
0,6336%

0,6336%
Единый налог на вмененный доход
100%
100%
100%

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения
100%
100%

100%
Единый сельскохозяйственный налог
100%
100%
100%

Патентная система налогообложения
100%
100%
100%

Земельный налог
100%
100%
100%

Налог на имущество физических лиц
100%
100%
100%

Государственная пошлина (по видам, подлежащим зачислению в бюджет города)
100%
100%
100%

Неналоговые доходы
Плата за негативное воздействие на окружающую среду




на 2014 - 2015 годы
40%
40%
40%

с 2016 года

55%
55%

Иные неналоговые доходы
100%
100%
100%


--------------------------------
Примечание: <*> размеры дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ взамен дотации на 2015 - 2017 годы к настоящему моменту автономным округом не доведены.

При формировании проектных показателей доходов бюджета города сохранено применение консервативного (первого) варианта прогноза социально-экономического развития городского округа. При этом в условиях продолжения в текущем году замедления роста российской экономики, начавшегося в 2013 году, отдельные показатели прогноза социально-экономического развития города на 2015 - 2017 годы, используемые при расчете отдельных налоговых поступлений, снижены по отношению к показателям прогноза социально-экономического развития города, положенного в основу формирования бюджета города на 2014 - 2016 годы.
Влияние данного снижения также учитывалось при уточнении утвержденных в бюджете на 2015 - 2016 годы параметров соответствующих доходов.
Информация об отклонениях в параметрах показателей прогноза социально-экономического развития города представлена ниже.

Таблица 2

Показатель
Параметры отдельных показателей прогноза социально-экономического развития города <*>
на 2015 год
на 2016 год
на 2017 год
к проекту бюджета города на 2014 - 2016 годы
к проекту бюджета города на 2015 - 2017 годы
изменение
к проекту бюджета города на 2014 - 2016 годы
к проекту бюджета города на 2015 - 2017 годы
изменение
к проекту бюджета города на 2015 - 2017 годы
Индекс роста фонда заработной платы, %
109,6
107,3
-2,3
109,2
108,1
-1,0
109,2
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), %
104,3
105,0
+0,7
104,3
104,5
+0,2
104,3
Индекс физического объема оборота малого предпринимательства, %
103,7
101,3
-2,4
104,2
102,5
-1,7
102,9
Индекс цен оборота малого предпринимательства, %
105,4
105,5
+0,1
105,7
105,6
-0,1
105,3
Индекс роста цен на продукцию в сфере сельского хозяйства, %
108,6
104,1
-4,5
106,7
104,3
-2,4
105,7
Индекс объема продукции сельского хозяйства, %
100,0
99,0
-1,0
100,0
100,0
0
100,1

--------------------------------
Примечание: <*> информация представлена департаментом по экономической политике Администрации города в соответствии с распоряжением Администрации города о сроках составления проекта бюджета города.

На момент подготовки основных направлений бюджетной и налоговой политики информация о прогнозируемых объемах межбюджетных трансфертов и размерах дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц автономным округом до муниципальных образований не доведена. В связи с этим при определении общих параметров доходов:
- межбюджетные трансферты целевого характера (субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты) не учтены;
- межбюджетные трансферты нецелевого характера (дотации), являющиеся источниками расходов на обеспечение вопросов местного значения, приняты на уровне, утвержденном в бюджете на 2014 - 2016 годы. Исключение составила дотация на обеспечение сбалансированности бюджета в связи с неопределенностью подходов к ее предоставлению в плановом периоде.
Таким образом, с учетом факторов, оказывающих влияние на объем и структуру доходной части бюджета города, и имеющейся информации прогнозный объем поступлений в бюджет города доходов на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов к моменту подготовки основных направлений оценивается в следующих размерах:

Таблица 3

Вид доходов
Справочно: утвержденный план на 2014 год (с изменениями от 26.06.2014 № 541-V ДГ)
Прогноз
2015 год
2016 год
2017 год
Налоговые доходы, млн. рублей:
8593
7915
8491
9181
Отношение к предыдущему периоду, %

92,1/107,0 <*>
107,3
108,1
Из них:




Налог на доходы физических лиц, млн. рублей <**>
6613
5849
6321
6899
Отношение к предыдущему периоду, %

88,4/107,9 <*>
108,1
109,1
Налоги на совокупный доход, млн. рублей:
1324
1345
1409
1478
Отношение к предыдущему периоду, %

101,6
104,7
104,9
Неналоговые доходы, млн. рублей:
1812
1681
1587
1634
Отношение к предыдущему периоду, %

92,7
94,5
102,9
Безвозмездные поступления, млн. рублей <***>
9006
0
0
0
Всего доходов, млн. рублей
19411
9596
10078
10815
Справочно:




Объем дотации из Регионального фонда поселений (подлежащий замене дополнительным нормативом отчислений от НДФЛ), млн. рублей

493
518
518
Объем дотации на развитие общественной инфраструктуры, млн. рублей

53
55

Итого объем доходов с учетом объемов дотаций, млн. рублей <****>

10142
10651
11333

--------------------------------
Примечания: <*> отношение к предыдущему периоду рассчитано с учетом приведения показателей 2014 года в сопоставимые условия 2015 года (норматив зачисления НДФЛ - 34,0%).
<**> В прогнозных объемах поступлений налога на доходы физических лиц не учтена замена дотации из окружного бюджета дополнительным нормативом отчислений от налога, так как автономным округом к настоящему моменту не доведен объем данной дотации.
<***> В прогнозе не учтен объем безвозмездных поступлений целевого характера, так как автономным округом к настоящему моменту не доведены объемы межбюджетных трансфертов.
<****> В прогнозе не учтен объем дотации на обеспечение сбалансированности бюджета, утвержденный в бюджете города на 2014 - 2016 годы, в связи с неопределенностью подходов к ее предоставлению в плановом периоде.

Основными источниками формирования налоговых доходов бюджета города, как и в предыдущие периоды, останутся налог на доходы физических лиц и налоги на совокупный доход.
С учетом сроков составления проекта бюджета города на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов, утвержденных соответствующим распоряжением Администрации города, к моменту формирования проекта решения Думы города о бюджете для внесения его в Думу города прогнозные параметры бюджета города по доходам на 2015 - 2017 годы могут быть скорректированы после доведения автономным округом объемов межбюджетных трансфертов и размеров дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, а также в случае представления уточненных данных:
- главными администраторами доходов бюджета города о прогнозных поступлениях администрируемых доходов на 2015 - 2017 годы;
- департаментом по экономической политике о показателях прогноза социально-экономического развития города;
- Инспекцией Федеральной налоговой службы России по городу Сургуту, необходимых для расчета отдельных налоговых доходов.
3.1.2. В целях обеспечения устойчивости и прироста собственных доходов в рамках продолжения реализации плана мероприятий по мобилизации доходов перед соответствующими структурными подразделениями Администрации города в среднесрочной перспективе стоит задача по проведению следующей работы.
В части налоговых доходов:
- провести в 2015 году мониторинг поступлений налогов на совокупный доход в разрезе видов экономической деятельности и подготовить предложения по пересмотру величины корректирующего коэффициента (К2), применяемого при исчислении единого налога на вмененный доход;
- разработать муниципальный правовой акт о введении налога на имущество физических лиц, при исчислении которого налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения;
- продолжить работу по обеспечению взаимодействия и координации деятельности Администрации города и федеральных фискальных, правоохранительных и контролирующих органов по выявлению налоговых правонарушений, взысканию задолженности по платежам в бюджет города, применению скрытых форм оплаты труда, в том числе посредством деятельности комиссии по мобилизации дополнительных доходов в местный бюджет.
В части неналоговых доходов:
- провести в 2015 - 2016 годах мониторинг ставок по сдаваемому в аренду муниципальному имуществу и подготовить предложения по пересмотру методики расчета арендной платы за аренду муниципального имущества в части установления ежегодного перерасчета базовых ставок с учетом индекса потребительских цен;
- продолжить реализацию мероприятий, направленных на снижение дебиторской задолженности по доходам бюджета города, утвержденных соответствующим распоряжением Администрации города.
3.2. В сфере финансирования дефицита бюджета города и муниципальной долговой политики города кардинальных изменений не предполагается.
Уровень дефицита бюджета на 2015 и плановый период 2016 - 2017 годов, как и в предыдущие периоды, будет определяться исходя из возможных к привлечению источников его финансирования.
В планируемый период основными источниками финансирования дефицита бюджета выступят:
- средства от реализации принадлежащих городу долей участия в акционерных обществах в рамках продолжения последовательной политики отчуждения непрофильных активов.
Оценка объема прогнозируемых поступлений произведена в соответствии с утвержденным Думой города прогнозным планом приватизации имущества (решение Думы города от 22.05.2014 № 511-V ДГ "О прогнозном плане приватизации муниципального имущества на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов").
Поступления по данному источнику предполагаются в следующем объеме:
- в 2015 году - 347,7 млн. рублей, в том числе от продажи акций открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" - 327,7 млн. рублей и открытого акционерного общества "Сургутгаз" - 20,0 млн. рублей;
- в 2016 году - 35,7 млн. рублей, от продажи акций открытого акционерного общества "Югра-консалтинг".
Тенденция сокращения поступлений от продажи долей участия в акционерных обществах, находящихся в собственности муниципального образования, связана со снижением количества акций открытых акционерных обществ, находящихся в собственности, в связи с их реализацией в предыдущие периоды;
- возврат бюджетных кредитов, ранее предоставленных из бюджета города.
Оценка поступлений проведена исходя из графиков возврата, определенных соглашениями о реструктуризации обязательств (задолженности) и кредитных договоров. Прогнозируемый объем поступлений составит:
- в 2015 году - 90,8 млн. рублей;
- в 2016 году - 90,4 млн. рублей;
- в 2017 году - 50,1 млн. рублей.
Тенденция сокращения поступлений обусловлена завершением сроков возврата заемщиками средств;
- плановый остаток средств на счете по учету средств бюджета города.
В целях финансового обеспечения расходных обязательств в 2015 году отражение планового остатка предусматривается уже на стадии формирования проекта бюджета. Данное решение обусловлено динамикой фактического остатка средств по итогам исполнения бюджета за ряд лет;
- привлечение кредитов кредитных организаций.
Объем привлечения кредитов кредитных организаций определен исходя из необходимости обеспечения исполнения действующих условных обязательств и финансирования возможных к возникновению инвестиционных вложений.
В целях исключения необходимости отвлечения доходов бюджета на исполнение обязательств города по предоставленным муниципальным гарантиям без права регрессного требования с учетом сложившейся практики предусматривается привлечение кредита кредитной организации в эквивалентной сумме (под минимально возможную процентную ставку). Однако фактическое привлечение такого кредита предполагается только в случае возникновения необходимости исполнения городом гарантий. При этом вероятность привлечения оценивается на низком уровне с учетом положительной практики самостоятельного исполнения принципалами обязательств перед бенефициарами.
Ограниченность доходных источников для полного обеспечения расходных потребностей города инвестиционного характера не исключает перспективу привлечения на конкурсной основе новых заемных средств в плановом периоде. При этом объем привлечения будет определен с учетом оценки его влияния на долговую нагрузку бюджета города в соответствии с утвержденной методикой, анализом процентных ставок на кредитном рынке с учетом геополитической и экономической ситуации в стране и мире.
Включение в состав источников финансирования дефицита бюджета города в 2015 - 2017 годах бюджетного кредита не планируется с учетом планомерного поступления доходов и наличия на протяжении последних лет остатка средств на счетах по учету средств бюджета.
Изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации, установили возможность привлечения краткосрочных кредитов на пополнение остатков средств на счетах местного бюджета из федерального бюджета через органы федерального казначейства. При возникновении риска кассового разрыва в планируемом периоде не исключается возможность использования муниципалитетом данного инструмента. Практика по привлечению указанного кредита на уровне муниципалитета отсутствует, однако механизм его получения позволяет произвести привлечение в короткие сроки и под минимальную ставку.
Также в составе источников предусмотрен возврат кредита, привлеченного городом у открытого акционерного общества "Сбербанк России" (на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства канализационных сооружений), в соответствии с условиями муниципального контракта будет осуществляться ежемесячно. При этом годовой платеж в каждом году планируемого периода составит 139,5 млн. рублей.
В целом ключевыми задачами политики в сфере муниципального долга на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов будут являться:
- поддержание умеренной долговой нагрузки на бюджет города;
- соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, по размерам долговых обязательств и расходов на их обслуживание;
- исполнение долговых обязательств муниципального образования городской округ город Сургут в полном объеме и в установленные сроки;
- прозрачность (открытость) информации об объеме, структуре муниципального долга и расходах на его обслуживание путем опубликования информации о структуре муниципального долга городского округа город Сургут на официальном интернет-сайте Администрации города;
- поддержание кредитного рейтинга города путем взаимодействия с рейтинговым агентством по независимой оценке кредитоспособности города Сургута.
3.3. В сфере расходов бюджета городского округа город Сургут
3.3.1. С учетом принципа преемственности в решении ранее поставленных задач актуальной в среднесрочный период будет являться задача сохранения стабильности бюджета города и безусловное обеспечение принятых обязательств наиболее эффективным способом.
Формирование расходов бюджета должно основываться на принципе бюджетного рационализма как инструмента, позволяющего, не нарушая устойчивости бюджета, обеспечить выполнение принятых обязательств и создать условия для дальнейшего развития.
Обеспечение расходных обязательств источниками финансирования, грамотное определение приоритетов являются необходимыми условиями эффективной организации бюджетного процесса и реализации муниципальной политики в целом.
При рассмотрении инициатив и предложений, связанных с принятием новых расходных обязательств, необходим сдержанный подход, принятие решения о введении таких обязательств должно осуществляться в рамках имеющихся бюджетных ограничений либо при условии адекватной оптимизации расходов на исполнение действующих расходных обязательств.
Необходимость финансового обеспечения функционирования новых объектов социальной сферы, повышения оплаты труда работников и выполнения майских указов Президента Российской Федерации диктует продолжение политики ресурсосбережения, выявления внутренних резервов для их перераспределения по приоритетным направлениям и повышения эффективности бюджетных расходов.
Поэтому в среднесрочной перспективе следует рассмотреть действенные меры по оптимизации расходных обязательств текущего характера, бюджетной сети и численности работников. Инструментом для решения данной задачи может выступить введение отраслевых систем нормирования труда, внедрение полномасштабной практики применения "эффективного контракта", закрепляющего персональную ответственность каждого работника за результаты своей работы. Данная задача поставлена в том числе Правительством автономного округа при работе с соответствующими отраслевыми департаментами Администрации города по согласованию планов мероприятий ("дорожных карт") об изменениях в отраслях социальной сферы, направленных на повышение их эффективности.
Особое внимание по-прежнему следует уделять привлечению дополнительных источников финансового обеспечения действующих обязательств. В связи с этим следует продолжать на системном уровне проводить работу с отраслевыми департаментами автономного округа по включению объектов строительства и мероприятий в государственные программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Тюменской области, использовать механизм государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
Для повышения эффективности осуществления капитальных вложений необходимо создание условий и принятие мер, направленных на снижение рисков срыва сроков строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности. При принятии решения о планировании бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности должно учитываться наличие соответствующей требованиям проектной документации.
Учитывая задачи по повышению эффективности мер социальной поддержки населения, поставленные Российской Федерацией и автономным округом, в среднесрочном периоде необходимо провести оценку дополнительных мер социальной поддержки, установленных решениями Думы города, на предмет их направленности на достижение измеримых, общественно значимых результатов и установления гражданам, действительно нуждающимся в поддержке.
При осуществлении бюджетного процесса следует продолжать уже зарекомендовавшую себя в предыдущие годы практику использования ряда инструментов планирования бюджета, способствующих повышению эффективности бюджетной деятельности.
Необходимо продолжить расширение сферы применения квалифицированной электронной подписи в организации исполнения бюджета в части предоставления получателями бюджетных средств бюджетных обязательств в электронном виде.
Для оптимизации изменений, вносимых в утвержденный бюджет, и нивелирования рисков его несбалансированности при планировании бюджетных ассигнований по направлениям расходов, предполагающим получение субсидий в рамках государственных программ автономного округа, необходимо в полном объеме обеспечивать долю софинансирования из местного бюджета в соответствии с условиями государственных программ в пределах общего объема расходов.
Для усиления роли среднесрочного планирования и обеспечения преемственности бюджета, начиная с проекта бюджета на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов, за базу для определения предельных объемов бюджетных ассигнований главных распорядителей бюджетных средств были использованы параметры планового периода утвержденного бюджета, скорректированные с учетом новых сценарных условий формирования доходов. Это создаст главным распорядителям бюджетных средств необходимые ориентиры на среднесрочную перспективу и стимулы для повышения качества планирования.
Данная практика будет продолжаться и в дальнейшем.
3.3.2. В среднесрочном периоде необходимо продолжить решение задачи нормативно-правового регулирования бюджетного процесса.
В связи с вступлением в силу в 2014 году Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" необходимо продолжить деятельность по выполнению плана подготовки муниципальных правовых актов, подлежащих принятию в 2013 - 2015 годах. В целях обеспечения своевременного перехода к планированию бюджета города на 2016 - 2018 годы и организации его исполнения с учетом требований Закона надлежит провести работу по соответствующей адаптации автоматизированной системы планирования и исполнения бюджета.
В настоящее время на федеральном уровне заявлена задача по подготовке новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, консолидирующей нормативно-правовое регулирование проведенных бюджетных реформ в единую систему. После принятия закона на уровне муниципального образования, возможно, потребуется актуализация (принятие новых) муниципальных правовых актов.
3.3.3. Задача по совершенствованию программно-целевых методов планирования бюджета коррелируется с задачей по совершенствованию системы стратегического планирования, поставленной перед муниципальным образованием Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
С учетом требований данного Закона к 2017 году в муниципальном образовании должна быть сформирована система документов стратегического планирования в составе:
- стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
- плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
- прогноза социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;
- бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период;
- муниципальных программ.
В этой связи необходимо подготовить соответствующую нормативную базу на муниципальном уровне, разработать план подготовки соответствующих документов.
Дальнейшая реализация принципа формирования бюджета города на основе муниципальных программ должна способствовать повышению обоснованности бюджетных ассигнований и обеспечению более широких возможностей для оценки эффективности бюджетных расходов.
Заявленная на уровне Российской Федерации и автономного округа новация предоставления проектов государственных программ одновременно с проектом бюджета реализована в городе Сургуте с 2014 года, ее также следует продолжить.
В целях совершенствования программной структуры бюджета, начиная с проекта бюджета на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов, распределение ассигнований по муниципальным программам в ведомственной структуре расходов предполагается установить в форме дополнительного приложения к решению Думы города о бюджете. Документы и материалы, содержащие расчеты и обоснования параметров бюджета, будут формироваться, как и прежде, в разрезе муниципальных программ.
Необходимо продолжить работу по совершенствованию структуры муниципальных программ и оптимизации сроков и случаев внесения изменений в муниципальные программы. Для этого потребуется уточнение муниципального правового акта о порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ.
По-прежнему актуальным является совершенствование системы показателей результатов реализации муниципальных программ, которые должны объективно характеризовать достижение их целей, направленных на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). При этом целевые показатели результатов реализации муниципальных программ должны быть увязаны со сводными показателями муниципальных заданий.
В условиях отсутствия аналогичной практики на федеральном уровне наработанную практику наличия в решении Думы города о бюджете и отчете о его исполнении целевых показателей результатов реализации муниципальных программ следует продолжать.
Оценка изменения показателей результатов реализации муниципальных программ должна стать обязательным условием принятия решений о новых расходных обязательствах, в том числе при внесении изменений в утвержденный бюджет, сводную бюджетную роспись и бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств.
При этом за главными распорядителями бюджетных средств должны быть сохранены права по изменению в ходе исполнения муниципальной программы объемов бюджетных ассигнований на реализацию ее мероприятий в пределах общего объема финансового обеспечения программы в случае, если это не влечет изменение перечня мероприятий муниципальных программ и (или) показателей результатов их реализации.
Следует продолжать и совершенствовать начатую в текущем году практику анализа исполнения бюджета города в разрезе муниципальных программ.
Отдельной задачей является модернизация программной классификации бюджета, которая, начиная с бюджета на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов, должна позволить обеспечить детализацию расходов бюджета в разрезе мероприятий муниципальных программ через использование дополнительного аналитического кода в автоматизированной системе планирования и исполнения бюджета. Соответствующее нормативно-правовое регулирование должно быть обеспечено департаментом финансов Администрации города.
3.3.4. В среднесрочной перспективе необходимо продолжить решение задачи по повышению эффективности оказания муниципальных услуг, в том числе путем уточнения перечня муниципальных услуг и порядка расчета нормативных затрат на их оказание.
В условиях отсутствия четко установленных в законодательстве ориентиров в отношении механизма формирования системы муниципальных услуг, оказываемых бюджетными и автономными учреждениями, в муниципальном образовании реестр муниципальных услуг был сформирован с учетом муниципальных особенностей.
Перед федеральными органами исполнительной власти в текущем году поставлена задача стандартизации государственных и муниципальных услуг путем утверждения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг как основы для формирования на региональном и муниципальном уровнях ведомственных перечней государственных и муниципальных услуг. В связи с этим муниципальному образованию предстоит в ближайшей перспективе соответствующим образом модернизировать систему муниципальных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными и автономными учреждениями города.
Бюджетным законодательством закреплена правовая основа для внедрения единой методологической основы финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг.
На федеральном уровне задача по разработке прозрачной методики по определению нормативной стоимости государственных (муниципальных) услуг путем введения единых (групповых) значений нормативов затрат для формирования субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания поставлена на среднесрочную перспективу.
После утверждения данной методики муниципальному образованию необходимо будет осуществить переход к расчету нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в новом формате.
В целях повышения качества муниципальных услуг и их доступности необходимо активизировать работу по привлечению к оказанию муниципальных услуг негосударственных организаций с осуществлением их финансового обеспечения на основе нормативной стоимости муниципальных услуг.
3.3.5. В ближайшей перспективе на уровне муниципалитета будет продолжаться решение поставленной Президентом Российской Федерации задачи по дальнейшему повышению открытости и прозрачности бюджета и бюджетного процесса.
Ранее поставленная задача по предоставлению населению информации о бюджете и его исполнении в объективной и доступной для понимания форме должна быть завершена к концу 2015 года путем функционирования отдельного информационного портала в сети Интернет "Бюджет для граждан".
В целях автоматизации механизма размещения информации на данном портале должны быть расширены функциональные возможности автоматизированной системы планирования и исполнения бюджета.
Проектируемые параметры проекта бюджета по расходам
Исходя из прогнозируемого на дату составления основных направлений объема доходов и поступлений источников финансирования дефицита бюджета общий объем расходов без учета финансовой помощи целевого назначения из бюджета автономного округа, то есть средств на выполнение собственных полномочий, оценивается по годам:
- на 2015 год - 10989,9 млн. рублей;
- на 2016 год - 11275,5 млн. рублей;
- на 2017 год - 11278,1 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования будут направлены на выполнение установленных для муниципального образования полномочий, выполнение майских указов Президента Российской Федерации и мероприятий соответствующих "дорожных" карт, наказов избирателей депутатам Думы города, публичных нормативных обязательств. При этом оценка возможностей города по осуществлению расходов должна осуществляться с пониманием реальных возможностей их финансового обеспечения.
В качестве особенностей параметров бюджета по расходам в 2015 году и плановом периоде 2016 - 2017 годов отмечаются:
- уточнение состава государственного полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. С 2015 года средства на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного персонала и прочих категорий работников дошкольных образовательных учреждений (за исключением должностей, занятых обслуживанием недвижимого имущества и предоставлением коммунальных услуг) будут передаваться городу в составе субвенции из бюджета автономного округа. Объем средств, высвободившихся в местном бюджете в связи с этим, оценивается в 2015 - 2017 годах в 913,3 млн. рублей ежегодно;
- отмена на региональном уровне льготы по налогу на имущество для органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Объем средств, необходимый на финансовое обеспечение нового расходного обязательства, оценивается от 596,9 млн. рублей в 2015 году до 807,4 млн. рублей в 2017 году;
- отмена ранее принятого решения, основанного на рекомендациях автономного округа, о приостановлении повышения заработной платы работникам бюджетной сферы. В качестве одного из направлений бюджетной политики автономного округа на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов указана ежегодная индексация заработной платы работников государственных учреждений, не подпадающих под действие указов Президента Российской Федерации, и работников органов государственной власти. В целях обеспечения соотносительности уровня оплаты труда расходы на выплату заработной платы категориям работников муниципальных учреждений, не подпадающих под действие указов Президента Российской Федерации, и работников органов местного самоуправления предполагается планировать с учетом их ежегодной (с 01 октября) индексации в 2015 году на 5,0%, в 2016 году - на 4,5%, в 2017 году - на 4,3%. Финансовое обеспечение соответствующих расходных обязательств следует осуществлять в пределах общих прогнозных параметров.
Распределение общего планируемого объема расходов по главным распорядителям бюджетных средств осуществлено с учетом рассмотрения проектных параметров бюджета города Бюджетной комиссией при Главе города.
Кроме того, в первом и втором годах планового периода обеспечены условно утверждаемые расходы в процентах от общей суммы расходов: на 2016 год - 2,5%, на 2017 год - 5,0%. Данные расходы будут распределены по направлениям расходов в следующем бюджетном цикле.
Конкретные направления расходов будут определяться главными распорядителями бюджетных средств при планировании расходов в рамках предельных объемов бюджетных ассигнований с учетом их приоритетности.
При этом исходя из доходных параметров и источников финансирования дефицита бюджета не исключается возможность сокращения действующих расходных обязательств главных распорядителей бюджетных средств. Поэтому финансовое обеспечение расходных обязательств должно осуществляться главными распорядителями бюджетных средств, в том числе путем привлечения альтернативных источников финансирования, а также путем принятия конкретных мер по оптимизации действующих расходных обязательств.
К моменту внесения проекта бюджета в Думу города параметры расходов могут быть скорректированы в случае формирования главными администраторами доходов бюджета уточненных прогнозов, поступления информации об объемах межбюджетных трансфертов из бюджета автономного округа, результатов рассмотрения Думой города предложений об отмене льгот по местным налогам.
Реализация основных направлений должна способствовать устойчивому функционированию бюджетного сектора города в среднесрочном периоде.
Успешное решение поставленных задач будет зависеть от заинтересованности и направленности усилий каждого участника бюджетного процесса, согласованности их действий, а также готовности муниципалитета к оперативному реагированию и принятию адекватных мер при влиянии на ситуацию в городе тенденций в экономике Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.


------------------------------------------------------------------